Знаковый эпизод из истории Невьянского цементного завода начала 1930 годов показал истинный характер мастерового уральского народа.

В этом году исполняется 100 лет со дня вторичного пуска Невьянского цементного завода, остановленного и законсервированного в годы гражданской войны. Завод, построенный в 1914 году и ставший первым предприятием по выпуску цемента на Среднем Урале, обрёл второе рождение в 1926 году. В истории завода были как героические, так и трагические страницы. Об одном из малоизвестных событий, ставшим для предприятия настоящим испытанием, мы и расскажем.

Поводом для краеведческого поиска послужило стихотворение «Чёрная доска» советского поэта Александра Безыменского, в своё время не уступавшего в популярности самому Владимиру Маяковскому. Этот своеобразный «репортаж в стихах» поэт написал во время своей командировки на Урал после посещения Невьянского цементного завода весной 1930 года и опубликовал в областной газете «Уральский рабочий».

Приведу его с сокращениями.
…Я расскажу о тоске мужика, Не первого мая, не в день Октября, Не тело товарища – друга станку – Безжалостных букв ощетиненный стан И толпы заплакали! Толпы пошли
какую нигде никогда не видали! –
о том, как взорвала простая доска
НЕВЬЯНСКИЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД НА УРАЛЕ.
в простецкие будни тридцатого года
застала уральская злая заря
громаду людей у заводского входа.
не знамя, зовущее к новым высотам, –
простую и недорогую доску
пронёс предзавком к невысоким воротам.
ворвался в сердца и в логовище мозга:
за сорванный в первый квартал промфинплан
завод поместили на чёрную доску.
работою сбрасывать бремя позора…
Под текстом стихотворения редакция газеты поместила комментарий: «Революционно-производственный совет при «Уральском рабочем» занёс на чёрную доску Невьянский цементный завод и депо станции Чусовская. Совет выслал на места специальную делегацию, которая развернула массовую работу среди рабочих и провела многотысячные боевые сборы в момент прибития досок. Этот факт послужил темой для стихотворения тов. Безыменского».

Надо сказать, что подобные случаи в те годы не были редким явлением. На рубеже 1920–30-х годов на страницах «Уральского рабочего» практически каждую неделю публиковались заметки-молнии об уральских предприятиях, отстающих по количеству выпускаемой продукции, финансовым показателям или имеющих высокий процент брака, с требованием немедленно исправить ситуацию. В противном случае предприятие «награждали» чёрной доской – доской позора, а его название вносили в чёрный список, печатавшийся на страницах газеты из номера в номер. И лишь за счёт массового трудового героизма (на предприятии создавались ударные бригады из передовиков, работавшие сверхурочно, объявлялась «производственная мобилизация для ликвидации прорывов» или «всеобщий производственный штурм») рабочие могли заслужить право снять с заводских ворот чёрную доску и заменить её красной доской – доской почёта.

В начальный период индустриализации многие уральские предприятия испытывали сложности с качеством сырья, недостатком оборудования, на производительность труда влияли смена стандартов, нехватка рабочих рук, в том числе специалистов, наличие директивных указаний, зачастую не учитывавших местные производственные реалии.
Невьянский цементный завод переживал похожие трудности. Хотя в 1926 году после нескольких лет гражданской войны и вызванной ею разрухи предприятие удалось возродить к жизни, запустить его на полную мощность получилось не сразу – не хватало квалифицированных специалистов и современного оборудования, пришлось заново налаживать производственные связи. Эти причины и привели к тому, что цементный завод в начале 1930 года попал в чёрный список.

В областных архивах я попытался выяснить продолжение этой истории. Довольно быстро краеведческий поиск принёс результат. В одном из номеров газеты «Красный ударник», выходившей в Невьянске в первой половине 1930-х годов, я обнаружил искомую информацию.

«Две исторические даты. Первая дата – позорная, день прибития чёрной доски завода, вторая – дата победы, торжественное снятие чёрной доски. Полтора года назад, 27 февраля 1930 года, у ворот цементного завода состоялся митинг позора. Ударники-цементники плакали. В этот день цементный завод был занесён в список Всеуральского позора. Лозунги и плакаты позорили цементников. Этот день не забудется. Цементники поклялись ударной работой смыть Всеуральский позор. В ожесточённой борьбе с оппортунистами, нытиками и маловерами ударники завоевали победу. Завод вычеркнут из списков Всеуральского позора.

17 августа 1931 года. Вторая победная историческая дата. Торжественное снятие чёрной доски с ворот завода. После прочтения решения Революционно-производственного совета о снятии чёрной доски рабочие Балакин и Пискунов разбили и сожгли символ позора – чёрную доску.

Ударники-цементники выступили на митинге с рапортами побед. Ударник-обжигало Пискунов заявил: «Я старый обжигало. В прошлом году, когда прибили чёрную доску, я вышел на работу, прекратив отпуск, и вступил в партию. Мы дрались за снятие чёрной доски. Победа одержана. Мы завоюем красную доску!»

Вскоре Невьянский цементный завод стал одним из передовых предприятий в сфере производства строительных материалов. (фото 11, 12. Работники цементного завода бондарного цеха и лаборатории в середине XX века) После войны передовые рабочие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.» ( Только за следующие десять лет заводские мощности выросли в два раза. А история с «чёрной доской», по аналогии с «чёрным-чёрным пятном», уже и в 1970-х годах могла напугать лишь юных пионеров…






