Рассказ о том, как обрести умиротворение, побывав в пещерах Республики Башкортостан

Половина территории Ишимбайского района Республики Башкортостан покрыта лесами. Бесчисленные реки и ручьи, словно серебряные нити, стекают с предгорий, образуя живописные ущелья, каждое со своим неповторимым характером и природными диковинами.
Эти ущелья – своеобразные врата в сокровенный лесной мир уральской тайги. О некоторых из них хотел бы поведать, поделиться личными ощущениями и впечатлениями.
Избежала участи
Начну, пожалуй, с самого известного в этих краях – Гумеровского ущелья. Мы попали сюда осенью, в разгар «бархатного сезона». Помимо основной тропы, извивающейся вдоль реки Зиган, нам хотелось добраться до самых дальних уголков: подняться вверх по левому притоку Зигана – реке Бриш и найти сквозную арку Уткас-Таш и пещеру Бришский провал.

Гумеровское ущелье получило название от деревни Гумерово, расположенной у самого входа. Поначалу ущелье широкое, но, углубляясь, оно сужается, стиснутое с двух сторон хребтами, и лишь узкая лента горной реки весело бежит между теснин. У входа в ущелье, словно страж, возвышается гора Бужа-Тау – самая известная вершина этих мест. На неё ведёт тропа, заканчивающаяся смотровой площадкой. Перевод названия горы трактуют по-разному: одни утверждают, что это «одиноко стоящая гора», другие – «синеватая гора».

Но, как бы то ни было, гора прекрасна и в своё время избежала участи быть переработанной в сырьё для содовой компании. Сейчас она находится под охраной в составе геопарка «Торатау», созданном в 2018 году.
Звериными тропами
Мы продвигались вглубь ущелья, минуя пещеру Зигановка, притаившуюся на склоне горы в лесной чаще. С обеих сторон тропы склонились зелёные ели, под кронами которых мы обнаружили несметное количество грибов, причём ценных пород: белых и рыжиков.
Они красовались на свету, так и манили сорвать их. Решили собрать грибной урожай на обратном пути. Вскоре слева, шумно вливаясь в Зиган, показался ручей Бриш. Теперь наш путь лежал по его руслу, звериными тропами, куда поднимаются только те, кто знает, что там ждёт.

Первой на пути нам встретилась на склоне горы, куда пришлось карабкаться, сквозная карстовая арка под названием Уткас-Таш, что в переводе с башкирского означает «Сквозной камень». Посидели на её склонах и отправились дальше, в одно малоизвестное ущелье, где через пару километров нашему взору предстала пещера, вертикально уходящая вглубь. Это и был Бришский провал. Спускаться не стали, просто полюбовались сверху. Удивительно, как люди не могут найти это место?!
Хотелось побольше
Дальше провала виднелись каменные основания высоких скал. Местный житель рассказывал, что именно здесь добывали камень для мельничных жерновов: из цельного экземпляра вырезали круги. Один из таких жерновов мы видели в деревне Гумерово – он лежал на краю деревни среди травы, никому не нужный…

Обратно возвращались тем же путём. У хвойных деревьев на берегу реки остановились на отдых и пообедать. После занялись сбором грибов, идеально чистых, словно кем-то специально отобранных. Хотелось найти побольше, но мы быстро усмирили свой пыл, ведь до выхода из ущелья предстояло пройти около трёх километров пешком. Тащить тяжёлый груз не хотелось. А грибов попадалось всё больше и больше. Тут же огромное количество лесных опят на одном стволе – смахни, и пакет будет полон! Пришлось достать второй пакет и забрать грибы с собой. Забегая вперёд, скажу, что такого «улова» мне хватило на всю зиму.

Раньше ущелье было бесконтрольным – приезжали все, кто хотел, мусорили и уезжали. Сейчас доступ закрыт, лишь местные могут проехать на свои сенокосные угодья. Ежегодно здесь работают волонтёры, организуются встречи природоохранных организаций и дружин.
Охраняется законом
Второе ущелье – Хазинское – располагается недалеко от Гумеровского. Вход в ущелье охраняет деревня Хазиново, а главной рекой здесь является Хажиновская Шида, приток реки Селеук.
В отличие от Гумеровского Хазинское – более узкое и лесистое. Грунтовая дорога ведёт вглубь, минуя источник Берхомут, о котором стоит рассказать поподробнее. Это мощный карстовый родник, выбивающийся из-под земли и впадающий в Шиду. Когда-то здесь даже стояла мельница. Не зря соседнюю гору называют Тирмантау («Мельничная гора»), – наверное, каменные жернова вытачивались из камней этой горы.

Но позже, в конце 70-х годов прошлого века, родник забетонировали, превратили в водозабор, а воду пустили по трубам в город Стерлитамак для нужд горожан. По сей день он скрыт за забором и находится под охраной. Вода одного из самых мощных родников Башкортостана до сих пор не теряет своего напора.
За источником Берхомут дорога ведёт к живописной сосновой роще, раскинувшейся на берегах реки. Отсюда в горы уходят тропы к пещерам Ыласын («Соколиная»), Олимпия, Ледовая.

Мы посетили самую доступную пещеру Хазинскую («Тирман-Таш»). Она небольшая, всего около двухсот метров длиной, но в том месте, где она расположена, имеется один выступающий камень, с которого открываются очень заманчивые виды.
Как и всё ущелье пещера охраняется законом. Я не стал спускаться к машине, а решил подняться на гору Тирмантау и оттуда по другому склону спуститься к окрестностям деревни Хазиново, где на её окраине вытекал небольшой чистый родник с холодной водой.

Примечательно, что через деревню протекает «рукав Шиды» – достаточно красивое зрелище. Казалось бы, при желании можно любому хозяину соорудить некий жёлоб с открывающимся засовом и направлять воду прямо во двор для полива огородов и питьевых нужд. Я слышал про такие ручьи, которые именно таким образом текли в каждый двор. Но здесь никто так не делает. Видимо, это запрещено.
Притаившаяся арка
В начале ноября, поздней осенью, мы отправились в самое малоизвестное и небольшое Арларовское ущелье, расположенное, как видно из названия, за деревней Арларово. Центральной в этих местах является река Шида. Несмотря на ноябрь, она полноводна, многочисленные её притоки образуют обширную водную артерию. Сразу у входа – открытая поляна, зажатая между двумя высокими горами. На одну из них – Кызлар-Тау – мы поднялись с детьми, чтобы обозреть окрестности. Виды были шикарные.

Пройдясь по гребню, мы спустились к реке, на берегу которой расположилась уютная стоянка с беседкой и небольшим мостиком, перекинутым через речку. В беседке мы нашли кем-то спрятанный блокнот, в котором посетители оставляли свои записи, и от себя тоже написали пару слов.
С другой стороны поляны наткнулись на спрятанную у кромки леса избушку, в которой можно было вполне комфортно жить. Видимо, лесник здесь периодически останавливается во время своих обходов. Нашей главной целью в этом ущелье была карстовая арка, притаившаяся на склоне соседней с Кызлар-Тау горе. Листьев на деревьях не было, и она отчётливо проглядывалась в лесу.
В республике мне известно несколько подобных природных арок, но Арларовская – одна из самых крупных. О ней мало кому известно, поэтому посетителей у её свода немного. Детям понравилось прогуляться по ней, словно по мосту. Световой день был короток, и, выполнив основные цели, мы покинули ущелье.
Трудности позади
Самым красивым из четвёрки ущелий является, на мой взгляд, Макаровское, начинающееся сразу за деревней Макарово. Здесь много известных природных достопримечательностей, среди которых водопад Кук-Караук, скала Калим-Ускан, гора Хауазе и другие. Весной сюда приезжают посмотреть на водопад, поэтому становится очень многолюдно.

Сам водопад каскадного типа, с общей высотой около десяти метров. Он образован на одноимённой реке, притоке Сикаси. Рядом сохранился исторический тракт Екатерининской (Верхнеуральской) дороги, которую выложили раньше для того, чтобы императрица проехала по своим владениям. Но в итоге она здесь так и не побывала. А дорога осталась, и сейчас её фрагменты можно увидеть у водопада.

Река Сикася протекает прямо у подножия высокой скалы Калим-Ускан («Калим упал»). По легенде, юноша по имени Калим спрыгнул со скалы от неразделённой любви. В самой скале имеется пещера Салавата – небольшой грот, уходящий в глубь горы. Пещера получила название после съёмок фильма о Салавате Юлаеве, которые проходили в окрестностях.
На скалу ведёт тропа, по которой можно подняться, только необходимо соблюдать все меры предосторожности, особенно на вершине, где часто возникают резкие порывы ветра.

Недавно приобрела популярность соседняя вершина горы под названием Хауазе. В переводе с башкирского это означает «мало воздуха», то есть при подъёме не по тропе тяжело, не хватает кислорода.

Я полез, было сложновато, но виды на долину Кук-Караука с водопадом быстро оставили все трудности позади. Обратно спускался уже по хорошо набитой тропе. А на выходе из ущелья, у края деревни Макарово, есть родник, где стоит остановиться и набрать воды. Название ему Аллагуват – «божий дар». Люди приезжают к нему со всей округи. Считается, что вода целебная, богата различными минералами. Она не даёт накипи, и у местных жителей нет проблем с болезнями желудка и почек.
Оградите её
Четыре ущелья, собранные воедино в одном районе, являют собой поистине уникальное и завораживающее зрелище. С каждым годом эти жемчужины республики привлекают всё больше посетителей, стремящихся к умиротворению. Природа щедро открывает свои объятия каждому, но взамен требует бережного отношения.

Если будете в этих краях, оставьте и Вы свою лепту в сохранении её первозданной чистоты, не пренебрегайте мудрыми правилами посещения и оградите её от любой, даже случайной, раны. Лишь тогда она распахнёт перед вами свои сокровенные тайны, ошеломляя величием скал, кристальной чистотой рек и неистовой мощью срывающихся водопадов






