История о том, как произошло второе рождение забытых самоцветов Ямала
В жизни нередко происходит так, что ты попадаешь в те места, где не успел что-то доделать или нужно обязательно «взглянуть на ситуации» по-другому, по-новому.
Эта история началась несколько лет назад. В 2019 дружный коллектив Уральского центра камня при первом посещении известного в России месторождения хромитов – «Центральное» (массив Рай-из, ЯНАО) случайно нашёл в отвалах новый редкий поделочный камень – райизит.

Уже в 2020 была организована специальная экспедиция в рамках проекта с известной челябинской компанией «Время собирать камни». Цель: описание и сбор представительной партии уникального ямальского самоцвета и поиска его коренных источников. (Всё это, дорогой читатель, детально описано в «Уральском следопыте» в № 12, 2020 г.)
Райизит, как новый самоцвет, любители камня и специалисты приняли! Он появился во всех известных музеях России, частных коллекциях и даже на улицах столицы Ямала – Салехарде.
Минералогический зуд и время перемен
Но осталось в одном из карьеров на месторождении место, где ещё в коренном залегании, по нашим прогнозам, находится уникальное выделение райизита. И это постоянно вызывало нестерпимый минералогический зуд у всех участников прошедших экспедиций.
А когда 2022 году в интернете прошла информация о том, что геологи в подземном руднике нашли выходы рубинов, «десант» в составе директора Центр камня УГГУ Фирата Нурмухаметова и автора, как только наступило полярное лето, срочно прилетел в посёлок Харп для детального изучения столь редкой для Ямала находки. Основная задача была изучить необычную минерализацию, собрать представительскую коллекцию для музеев и учебных заведений России.

Но, по прибытии на предприятие в Харп, получили полный разворот от руководства и лично от геологической службы рудника. Основной мотив отказа состоял в том, что это – драгоценная рубиновая минерализация, и они своими силами её изучат.
В ответ Фират Захарович (имея огромный опыт добычи и изучения различных самоцветов) грустно сказал, что у геологов предприятия не хватит возможностей и времени грамотно изучить (провести исследование, задокументировать и написать статьи), а главное показать красоту этого редкого для Ямала коллекционного минерала. «Самое главное, не называйте его рубином, это создаст везде нездоровый ажиотаж», – сказал тогда Фират Захарович. А мне ободряюще подмигнул: «Придёт ещё время и потребуется наша помощь в изучении и продвижении этого камня».

После этого по России и миру пронёсся «ветер глобальных перемен и изменений». Не заставила себя ждать и смена не только в руководстве округа, но и в частной компании. Пришли новые люди, которые с любопытством захотели узнать, а что у них кроме основных полезных ископаемых «валяется под ногами». И «шестерни» программы «Время собирать камни» снова пришли в движение.
Начало и знаменитые образцы
Сборы экспедиции на месторождение «Центральное» в 2025 году были скоротечны. Символичен был и тот факт, что в экспедицию на Ямал за райизитом и красным корундом из команды 2019–2020 годов (основное время открытия и продвижения райизита) поехали три бывалых участника: Фират Нурмухаметов – начальник и генератор всех экспедиций Центра камня УГГУ; я – ставший к этому времени доктором наук и профессором УГГУ; Дмитрий Коровин – специалист по петрологии габбро-гранитоидных массивов девонского этапа развития Восточной зоны Среднего Урала, успешно окончивший аспирантуру.

Традиционно в экспедицию Фират Захарович приглашает студентов-геологов из УГГУ, у которых при встрече с минералами появляются блеск в глазах и азарт. В этом году с нами поехал студент пятого курса Иван Роговской, который в 2023 году побывал с экспедицией на Карском море.
По прибытии в Харп на базу горнодобывающего предприятия (находится у подножия массива Рай-Из) участников экспедиции поразила бесформенная куча больших глыб с немногочисленными кристаллами красного корунда в окружении ярко-зелёного призматического паргасита, белого плагиоклаза и тёмно-коричневого флогопита.

Это были те самые знаменитые образцы, добытые попутно предприятием при проходке штольни в 2022 году, когда пришло сообщение о находке «рубинов» на месторождении «Центральное». Как мы и предполагали, никакого интереса для специалистов предприятия камни не представляли, а только «мешали», поэтому их и «задвинули» подальше от главного входа и любопытных глаз.

У нас выдалась редкая возможность детально рассмотреть этот редкий каменный материал. Сразу хочется сказать, дорогой читатель, что ни о каких рубинах в образцах с месторождения «Центральное» речь не идёт. Перед нами лежали прекрасные штуфы с красным корундом, который по многим критериям не соответствует рубину (читай словарик в конце).
Снежный июнь
На следующий день (24 июня) у нас планировалась заброска в горы на само месторождение. Но вечером главный инженер предупредил, что сегодня в горах наверху часть дороги перемело свежим снегом и, пока его бульдозеры не почистят, заехать не получится.

Это нас немного напрягло, на календаре конец июня, а тут чистка дороги от снежных сугробов! Но впереди ожидало ещё много удивительных и непредвиденных моментов. По прибытии в рабочий вахтовый посёлок на «гору» (высота около 1000 метров по балтийской системе) нас поразило очень большое количество снега и огромные сугробы (до 6–8 метров) вдоль дороги.

Пока ждали коменданта на заселение, решили прогуляться по знакомым отвалам и карьерам. Вышли за территорию посёлка и попали в сплошные снежные поля без видимых привычных скальных обнажений.
До проявления райизита (основной цели экспедиции) в одном из отработанных карьеров добирались непривычно долго с небольшой надеждой, что там не так всё плохо по снегу. Надежда, как в известной поговорке, «умерла» очень скоро. Небольшой карьер, глубиной около десяти метров, под самый вверх был забит плотным снегом.

В этом году зима на Ямале выдалась очень снежной и ветреной. Как объяснили старожилы, суровые арктические циклоны накрывают Ямал каждые 8–10 лет. С возможностью поработать на коренном выходе райизита пришлось распрощаться. И даже уже в конце лета, во второй половине августа, когда сезонные снежники всегда исчезают, карьер с райизитом так и не вскрылся. Поэтому мы немного поработали в открытых доступных отвалах и вопрос с райизитом был закрыт.

Первые находки и братья-геологи
К всеобщей большой радости отвал и бывший рудный склад перед штольней «+ 530 метров» были только частично закрыты небольшим снежником, который не помешал нашей работе.
Благодаря хорошей поддержке во всех вопросах «хозяина карьера», нам удалось пройти несколько разведочных канав на месте бывшего рудного склада и определить «продуктивную зону», куда вывозилась порода при проходке штольни и отработке зоны развития корундовой минерализации во флогопитовых амфиболитах.

Появились первые интересные находки. Особенно нас удивили и порадовали частые находки прекрасного коллекционного материала, который состоял из белого плагиоклаза, ярко-зелёного паргасита и флогопита. Попадались крупные глыбы флогопитовых амфиболитов с небольшими кристаллами (до 1–2 сантиметров) красного корунда.
Большую помощь в изучении геологических особенностей минерализации оказали наши братья-геологи и выпускники нашего института (сейчас УГГУ) Андрей и Сергей. Они в это время приехали на вахту в качестве участковых геологов на Центральном месторождении и с удовольствием рассказали нам и показали геологическую документацию, в которой зафиксирована зона с корундовой минерализацией, отработанной предприятием в 2022 году.

Мне, как преподавателю и выпускнику горного института, было приятно осознавать, что в нашем вузе всегда умели привить любовь к камню тем, у кого «глаза горят» при виде интересных геологических штуфов.
Такие ребята не пройдут мимо интересных образцов и, что самое ценное, зафиксируют геологическую ситуацию (фото или зарисовкой), которая на действующих горных предприятиях меняется каждый день.

Но часто простые специалисты, а не любители камня, если это не касается информации о руде (смотри словарик), достаточно поверхностно относятся к пустым или вмещающим руду породам, хотя в них часто находится самая красота минерального мира.
Эволюция с конца 60-х до начала 90-х годов
Впервые красивую корундовую минерализацию в районе месторождения «Центральное» нашли в 1969 году – (читайте далее: история открытия красных корундов на Ямале). Это были прекрасные одиночные кристаллы и великолепные штуфы, которые добывали прямо с поверхности.
В 80–90-х годах ХХ столетия они появились практически во всех геологических музеях и многих частных коллекциях. Была попытка провести качественную разведку и оформить как месторождение рубинов, но чего-то не хватило… Корунды добывались в основном с поверхности (карьер, канавы, россыпи в ручьях). На глубину по корундовой минерализации никто и не заглядывал.

А параллельно бурно отрабатывалось центральное месторождение хромитов «Центральное», которое долгое время является одним из главных поставщиков богатых хромом руд как Урала, так и всей России.
И в конце 90-х годов месторождение «пришло» на коренное проявление красного корунда «Рубиновый лог» и… поглотило его – были засыпаны канавы, взорвана штольня. Поток исследователей и любителей камня полностью прекратился, а информация о нём ушла в небытие, про красный корунд практически забыли.
Каменные сюрпризы нашего времени
Но благодарная ямальская земля в первой половине ХХI века стала открывать свои подземные кладовые. А когда в 2019 году, благодаря усилиям известной челябинской компании была запущена программа «Время собирать камни», Ямал преподнёс много красивых каменных сюрпризов (читайте статьи автора в «Уральском следопыте» за 2020 год).
В 2022 году при проходке очередной добычной штольни на месторождении «Центральное» горнорабочие после запланированного взрыва обнаружили необычные образцы, которые разительно отличались от хромитов (основная руда) и дунитов (вмещающая порода). В темноте разглядеть не особо получилось, но, когда породу выдали «на-гора» и дожди её промыли, то сразу всё прояснилось.
Словарь геолога
Рубин – минерал, драгоценная прозрачная разновидность корунда красного цвета. Название образовано от латинского «rubeus» — «красный». Рубины могут иметь различные оттенки красного – от розовато-красного до насыщенного малиново-красного.
Руда – это природное минеральное образование, содержащее соединения полезных компонентов (минералов, металлов, органических веществ) в концентрациях, делающих извлечение этих компонентов экономически целесообразным. Руда состоит из рудных (содержащих полезный компонент) и сопутствующих (нерудных, жильных) минералов.
Паргасит – это бедная железом разновидность роговой обманки. Хромовые разновидности (из Вьетнама, Мьямы) используются в качестве драгоценного камня.
Данные каменные глыбы – это плагиоклазовые амфиболиты с кристаллами красного корунда. Отличительной особенностью вновь добытых пород от амфиболитов с «Рубинового лога» явилось развитие на контакте с дунитами и серпентинитами достаточно мощной зоны талькита, флогопита и крупных выделений хромистого паргасита (достаточно редкого минерала из группы амфиболов).
Крупные выделения паргасита в ассоциации с белым плагиоклазом представляют собой красивый коллекционный и камнесамоцветный материал (а это уже отдельное исследование).
Сама корундовая минерализация в отличие от проявления «Рубиновый лог» представляла собой сростки плоских шестигранных кристаллов до десяти сантиметров, которые образовывали сростки до 3–4 кристаллов в плагиоклазовых амфиболитах или наоборот мелкие призматические кристаллы в тёмно-серой массе амфиболитов.
Как уже было сказано выше, представленные образцы красного корунда «не дотягивали до рубина». Тёмно-красная окраска, многочисленные включения и самое главное – выраженная отдельность по пинакоиду (0001) (многочисленные трещины поперёк кристаллов) серьёзно понижают ювелирные характеристики этого кристаллосырья.
Но, благодаря красивой композиции и размеру кристаллов, новые образцы представляют собой очень качественный коллекционный материал, который будет интересен для геологических музеев и учебно-тематических коллекций.
История открытия корундов на Ямале
В 2024 году исполнилось 55 лет открытию красных корундов в коренном месторождении (проявление Макар-Рузь) на Полярном Урале. Проявление расположено в верховьях реки Макар-Рузь в районе её левого притока – ручья Рубиновый, в районе Ковгорского перевала, с отметками высот от 470 до 630 м. В разных источниках проявление корундов имеет чаще всего название «Рубиновый лог» или «Рубиновое» или более редко проявление корундов Макарь-Рузь.
Впервые красные корунды были обнаружены в 1962 году в русле реки Макар-Рузь геологом Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции (ПУГРЭ) Х.Г. Шляховым, но это сообщение осталось без особого внимания.

Летом 1969 года в западной части Райизского гипербазитового массива были крупномасштабные поисково-оценочные работы на хромиты. Проявления хромитов в этом районе Полярного Урала были известны давно, с 1925 года.
В одном из первых геологических маршрутов старшим геологом Первухиным Виктором Сергеевичем был впервые для Ямала обнаружен коренной выход корундовых метасоматитов с крупными кристаллами красного корунда в верховьях ручья Рубиновый.
В большинстве официальных источников история этого события трактуется совсем по-другому. Публикуется одна версия, по которой рубиновое проявление Макар-Рузь было открыто в 1969 году сотрудниками Комплексной геологоразведочной добычной партии (экспедиция № 121, шестой главк Мингео СССР) В.В. Пивоваровым и Б.П. Беляцкой. Впервые эту информацию детально проработал и опубликовал в 2024 году В.И. Ермоленко, который хорошо знал В.С. Первухина.

В дальнейшем проявлению красных корундов Макар-Рузь было уделено достаточно большое внимание. В семидесятые годы прошлого столетия на месторождении были проведены крупномасштабные (1:5000–1:1000) поисково-оценочные и разведочные с попутной добычей работы силами Комплексной геологоразведочно-добычной партии (КГРДП) Геологоразведочной экспедиции № 121 Шестого Главного управления Министерства геологии СССР (с 1974 г. – «Союзкварцсамоцветы»), Краснокаменской геолого-съёмочной партии (ГСП) Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции (ПУГРЭ).
Позже, в восьмидесятые – девяностые годы, изучением корундовой минерализации Полярного Урала занимался в ограниченных объёмах ещё ряд геологических коллективов: сотрудники Коми филиала АН СССР (1975–1985 гг.), Малое геологическое предприятие (МГП) «Норд-Рифей» (1991–1995 гг.), Северная научно-исследовательская геологическая экспедиция (СНИГЭ) Уральской горно-геологической академии (УГГА) (1993–1995 гг.).
По результатам проведённых работ написаны три производственных геологических отчёта, пять статей в научных журналах, защищена одна кандидатская диссертация С.В. Щербакова (данные В.А. Душин и другие, 2000 г.).

Проявление отрабатывалось открытым способом – карьером, а затем небольшой штольней. До 1975 года извлечено было около 10 тонн корундсодержащей породы. После этого официальные работы на проявлении были остановлены, но продолжены любителями камня. За период с 1975 по 1995 год (по неофициальным данным) ими было добыто и вывезено на себе более пятисот килограммов готового коллекционного материала. В 1995 году образцы с проявления «Рубиновый лог» были выставлены на известной международной Мюнхенской выставке минералов.

В настоящее время проявление частично отработано и засыпано отвалами месторождения хромитов «Центральное», на территорию которого оно попало согласно горному отводу.
Скоро увидите
Благодаря экспедиции Центра камня УГГУ были добыты и вывезены штуфы нового материала с уже забытым редким самоцветом Ямала – красным корундом. Можно сказать, что произошло его второе рождение. В настоящий момент образцы препарируются, детально изучаются.

Скоро, дорогой читатель, их можно будет увидеть в ведущих музеях и общественных местах не только на Ямале, но во многих городах России. Самое главное – профильные учебные заведения и школы смогут увидеть забытый ямальский самоцвет в новом ракурсе, который будет радовать всех. Появится доступная информация об особенностях этой новой находки забытого «первого ямальского самоцвета». Но это всё впереди! До новых встреч…





