Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Команда журнала «Уральский следопыт» вместе с друзьями из горной Киргизии побывала на месте раскопок археологического памятника Каменные платки рядом с посёлком Палкино.

 

На левом берегу реки Исеть, в 2-х километрах к северо-западу от посёлка Палкино (Железнодорожный район г. Екатеринбурга), находится таинственный остров. Люди жили на нём ещё девять тысяч лет назад. Сегодня здесь ведутся научные исследования, археологи находят предметы каменного века, эпохи энеолита, бронзового века, а также раннего железного века. Археологический памятник Каменные палатки часто посещается туристами, но свои тайны он открывает далеко не всем.

Шагая по деревянным мосткам, лежащим прямо на торфяной жиже, мы балансировали руками, держались друг за друга и с каждым шагом приближались к другому миру. Кажется, ну что тут такого: и там лес, и туда куда идём – лес. А нет, здесь уже совсем другой лес! Потому что мы уже на острове! Это сегодня он окружён болотами. А в раннем голоцене (11 700 лет назад) с севера и севера-запада омывался водами палеоозера (теперь река Исеть), а с юга и юга-запада – протокой. Остров имеет гранитное основание. Выходы породы на поверхности образуют четыре гряды каменных палаток с лощинами между ними, поросшими лиственным лесом и кустарником.

 

Наш ранний приезд не остался незамеченным. Любопытная белка сопровождала нас до центральной гряды. Здесь, на камнях, видны выбоины –  следы железного клина, при помощи которого отделяли гранитные плиты.

Вокруг гряды разбросаны блоки размерами 1,5 х 1,0 х 0,7 м. Это остатки одной из каменоломен XVIII в. Именно отсюда брали камень для основания печей Верх-Исетского железоделательного завода, основанного в 1726 году.

Но что самое удивительное – на гряде сохранилась одна небольшая писаница. К слову сказать, в последнее время камней, так называемых «писанцев», здесь появилось предостаточно, и что с этим делать – никто не знает. «Васи, Кати» и пр. надписи совершенно не украшают природу и уж точно не являются какой-то ценностью. А вот древний человек писал красной охрой.

Солярный знак/овал с вертикальным отростком сверху, который мы не без труда нашли, вызвал много догадок и предположений о его смысле и назначении. Случайностей здесь быть не может. Датируется знак эпохой энеолита (5 тыс. лет назад).

Остров заселялся неоднократно. Свидетельство самого раннего освоения – находки эпохи мезолита (VIII–VII в.в. до н.э.). Найдены микролитические пластины для вкладышевых орудий, нуклеусы из кремня, яшмы и халцедона,  наконечники стрел, резцы, скребки – это  ценные предметы и доказательство уровня развития цивилизации. От пребывания неолитического населения (VI–IV в.в. до н.э.) на острове сохранилось святилище: часть постройки, глиняные площадки, кострища, фрагменты сосудов, кремневые изделия на пластинах. В эпоху энеолита (IV–III в.в. до н.э.) найдены мастерские по производству каменных орудий из кремня, чёрного сланца, халцедона, зелёного туфа.

Раскопками на острове в 1978–2020 годах занимались  археологи Урала   В.Д. Викторова, В.Ф. Кернер, С.Н. Панина. Учёные считают, что на нижней площадке (Палатки II) располагалось сезонное поселение аятской культуры (вторая половина III – начало II тысячелетия до н.э.), погибшее от пожара. В двух котлованах жилищ прямоугольной формы сохранились следы сгоревших плах, очаги овальной и подпрямоугольной формы. На дне жилищ найдены круглодонные сосуды, богато украшенные гребенчатым штампом. У очага второго жилища лежал разбитый на две части идол, изготовленный в виде бруска из талькохлорита с вытесанным на торце человеческим лицом с совиным клювом. В сгоревшем поселении найдена хозяйственная постройка, кострища и яма с «кладом» заготовок орудий из чёрного плитчатого сланца.

В эпоху энеолита – бронзового века – на высокой площадке острова (Палатки I) действовала каменоломня, где в качестве орудий использовались каменные пилы, долота и, возможно, деревянные клинья. Сохранился карьер, диагонально пересекающий площадку на протяжении около 50 м. У края карьера стоймя поставлены гранитные блоки высотой 70 см. Камни прекрасно сохранили технологию производства от разметки блоков и плиток до следов их снятия.

Наши исследования острова привели к очень странным каменным плитам, которые имеют углубления вроде чаш. Залезли, посидели, пофантазировали, как такое могло образоваться: само или вмешался человек? Да, вмешался человек. Археологи считают, что это остатки мастерских по производству меди (ранний железный век – середина I тысячелетия до н. э).

Рядом с основаниями горнов и плавильных печей, а также в культурном слое вокруг них найдены песты для дробления руды, кусочки малахита и азурита, шлаки, льячки и сопла, тальковые формочки для отливки медных изделий, целые и бракованные медные наконечники стрел. На памятнике осуществлялся полный металлургический цикл от выплавки меди до отливки орудий и оружия.

Осторожно перелезая по камням, можно представить себя древним человеком, который отложил работы и пошёл к костру, на обед. Но уже в удобной обуви, тёплой одежде и с телефоном в руке. В лагерь археологов, который летом служит домом и научной лабораторией учёным, мы пришли, когда костровище уже заняла весёлая компания с бензопилой. Пила шумела, дети кричали и бегали, собаки лаяли, женщины собирали на стол нехитрую снедь.

Как и тысячи лет – это место живёт, согреваясь теплом костра, разведённого человеком, слышит его смех, читает мысли и хранит ещё много тайн для будущих поколений. Вот, например, каким непостижимым образом расколота и уложена «как надо» большая каменная глыба в форме головы лосихи, смотрящей прямо на святилище? Непонятно, для чего на скале были выбиты рога горного тура (на этих территориях никогда не было таких животных).

Рога, кстати, очень рельефно и красиво видны в 11 часов утра в солнечный день. Загадок много! По пути домой мы обсуждали увиденное. И поражались, что нашим друзьям из далёкой горной Киргизии удалось обнаружить здесь на Урале  знакомые и знаковые для них явления и события, казалось бы, в обычном лесу…

От редакции: Археологический памятник «Остров Каменные палатки» давно известен не только екатеринбуржцам. Сюда приезжают туристы из Москвы, Казани, других городов России, из Германии,  Франции, Финляндии.

Но в последнее время все заметнее акты вандализма на памятнике: надписи на камнях, выбитые имена на гранитных останцах, какие-то кормушки для духов. Экзальтированные эзотерики захламляют территорию древней истории края. Много лет археологи и энтузиасты-краеведы бьются за создание на острове музея под открытым небом.

 

Иначе мы можем через несколько лет подойти к печальному финалу: для музеефикации  на острове не останется артефактов.

Проект реализуется при поддержке Администрации города Екатеринбурга.

 

Вернуться в Содержание журнала 

 



Перейти к верхней панели