Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Сюрпризов на сплаве по пермской Язьве предостаточно…

Вид на Язьву с Осиновского камня

 

Не для всех

Никто не знает, как попал он сюда. Был неосторожен в погоне за жертвой? Был слишком любопытен и не распознал вовремя бездны под козырьком снежного карниза? Хищник упал на дно Осиновского провала, пролетел тридцать метров, ударяясь о стену и кувыркаясь. Пришёл в себя, слегка оправившись от черноты в глазах и боли в сломанных ребрах. Приволакивая лапы, обследовал зал и понял, что единственный выход отсюда – в смерть.

Скала ниже Красного Берега

 

Он прилёг в углубление под стенкой, где не капала вода и не сыпался снег из назойливо манящего отверстия в небо там, в бесконечной высоте свода пещеры, и ждал её. Ждал терпеливо, как умеют ждать только звери – день? неделю? Но дождался, это точно. Отмытые временем, его кости лежали там до тех пор, пока мы их не подняли и не передали экологам в институт УрО РАН. Небезопасно, в общем, спускаться в пещеру Осиновский провал.

Пещера Язьвинская

 

И подниматься физически довольно тяжело. Приходится метров тридцать «жумариться» – лезть вверх при помощи жумара и кроля, специальных устройств, через которые верёвка может проскальзывать только в одну сторону. Развлечение не для дохлых, в общем.

Кости в пещере

 

Сама пещера небольшая. Съехав сюда по верёвке, попадаешь на конус выноса в середине вытянутого зала в трещине бортового отпора Осиновского камня. Ничего особенно примечательного, кроме вертикального спуска, тут нет. Но в дальнем тупичке, если расшевелить камни, открывается узкий пролаз в следующий зал. Скорее всего, мы его первыми открыли в 2011 году. Это же очень хорошо видно – был ли кто-то в зале пещеры до тебя. Даже при самом осторожном перемещении на белоснежном натечном полу остаются следы глины с сапог. А перед нами их не было, всё белело, как снег. Идти там особенно некуда, можно потоптаться на небольшой приступочке перед обрывом, а за ним и вокруг возвышаются нереально сияющие в свете фонаря стены, уходящие в сужение трещины впереди и в высоченный потолок сверху.

 

Идти не скучно

Язьва – река интересная, и берега у неё интересные. Кроме провала, здесь есть ещё Осиновская пещера в том же камне, Язьвинская пещера, масса избушек по берегам, ну, и пороги, конечно. Вся верхняя часть, почти до впадения Молмыса, представляет собой более-менее непрерывную шиверу – протяжённое препятствие, украшенное белыми «барашками» упругой воды.

Река течёт быстро, уровень в ней весной быстро подымается и, кстати, так же быстро падает: к началу июня местами придётся идти пешком и перетаскивать катамараны.

Дно не изуродовано драгой, как на Вижае, поэтому сюрпризов здесь предостаточно. Только расслабишься, и вот уже видно всплески под противоположным берегом! И команда, в азарте, на «и – раз, и – раз», гонит туда катамаран, чтобы ёкнуть сердцем, обрушиваясь в пенную бочку.

 

Передние гребцы ныряют выше пояса, палубу окатывает шипящая вода, задние – последним гребком посылают судно в пену. Тут передним надо не зевать, а проплеваться от воды, наклониться вперёд и уцепиться веслами за твёрдую воду, чтобы вытащить катамаран из бочки. А то встанет на дыбы, подтапливаемый сзади потоком – ищи потом вещи и собирай экипаж по всей реке.

Как-то раз в такой ситуации мотнуло, один грузный матрос катамарана, чтобы удержаться, с размаху уцепился за толстую алюминиевую трубу рамы… да и сломал её – не выдержала. Выловили всех другими катамаранами… Не скучно, в общем, по Язьве идти.

Язьвинские шиверы

 

До недавнего времени эта река не была широко известна в кругах туристов. Дело в том, что её описания нет в священной книге всех туристов-водников Пермского края – «По голубым дорогам Прикамья» С.А. Торопова. Как бы ни ругали автора за неточности в описаниях некоторых рек (и, особенно, пешеходных частей маршрутов), эта книга внесла в развитие туризма в области и в СССР в целом огромный вклад.

Карт тогда не было (секретно же!), доступ в окрестности «посёлков лесорубов», как автор стеснительно называл исправительно-трудовые учреждения, был несколько затруднен, и возможность прочитать хоть какие-то описания и посмотреть хоть какие-то приблизительные схемы местности ещё в 1980-х годах была неоценимой.

 

Вся доступна

А тех рек, которые не были описаны в книге, как бы не существовало. На них не ходили просто потому, что не знали. Вот соседний Молмыс, на деле скучный и однообразный, Сергей Афанасьевич описал как бурный и порожистый, и туда народ стремился. А Язьву почему-то – нет. В сущности, это хорошо: на ней и сейчас не слишком тесно от сплавщиков. На схему сплавных рек края, составленную лет пять назад учёными Пермский государственный национальный исследовательский университет, она тоже случайно не попала, так удачно сложилось.

Тем более с течением времени сюда всё сложнее доехать. Хотя дорог – целых четыре: через «посёлок лесорубов» в Красном Береге, через посёлки Верхняя Язьва и Северный Колчим, через Волынку и через Золотанку.

По дороге от Сима до Красного Берега

Соликамский бумажный комбинат возит из окрестностей лес по Волынской дороге, так что её чистят всю зиму, но в апреле она раскисает, становится грязной и колеистой. Столь любимые туристами дешёвые «Газели» и дорогие «ПАЗики» здесь не пройдут. Между посёлками Сим и Красный Берег тоже традиционно колеи и море грязи. Да и загибается Красный Берег, к сожалению, после закрытия колонии.

Дорога через Северный Колчим не чистится. Даже при жаркой, ранней весне, когда в лесу снега практически нет, эта узкая, плотно зажатая лесом со всех сторон дорога держит на себе полметра, а в низинках и ещё больше снега. Не прорваться. Поэтому всё же обычно ездят через Красный Берег на соответствующем транспорте.

 

В последние вёсны эта речка не остаётся без внимания сплавщиков, теперь и коммерческих тоже. Группы стартуют у бетонного моста в урочище Усть-Цепел, доходят до полян под Осиновским камнем, отсыпаются, смотрят на речку сверху, лазят по гротам и пещерам. Камень, кстати, километра два в длину.

После пожаров и ветровалов 2010-го года там ходить – чёрт ногу сломит. Так что даже официальная спелеологическая наука не в курсе, сколько там пещер. Безграничное поле деятельности для исследователей, юных и не очень. «Детская» пещера расположена ниже смотровой площадки там, где под прямым углом сходятся две скальные стены. Она вся доступна ногами, без снаряжения.

В «детской Осиновской пещере

 

Ниже, после первых весёлых шивер, в том же правом берегу Язьвинская пещера. В неё можно прогуляться в привходовую часть, а можно по пятиметровой верёвке спуститься в дальний конец. Зачем-то весь «пещерный творог» в ней соскоблен с потолка и стен, по углам валяются инструменты для этого из обрезков пластиковых бутылок. Подходить к пещере придётся по аналогичному ветровалу, заполнившему крутой берег. Дальше, от устья Верхней и до устья Нижней Тулымок – снова шиверы.

К впадению Молмыса река успокаивается. Мимо Красной скалы, давшей название посёлку, мимо самого посёлка и дальше катамаран тащится еле-еле, особенно, если ветер в лицо. А он на сплаве всегда в лицо. Закон природы, что поделать. Ещё в лицо не вовремя всегда солнце – поэтому хороших фотографий со здешних порогов всегда мало…

Подходы к Осиновской пещере

 

Последнюю стоянку обычно устраивают на огромном Антипинском лугу, способном разместить сколько угодно туристов. Добрые люди сюда в некоторые зимы завозили для своих и чужих нужд гору обрези с лесопилки, так что и с дровами проблем не было. Сняться с маршрута можно в заливчике у деревни Паршакова или в устье речки Шудья в пределах посёлка Верхняя Язьва. Дальше река совсем уж спокойная, и сильно петляет.

Изба под Осиновским камнем

 

В преддверии финиша, когда все семечки уже сгрызены, лица обгорели, руки обветрились, пещерная глина из курток повывелась, можно сидеть на катамаране, вяло отгребаться от берегов и планировать следующие походы. Каждому своё – кому летом в горы, кому зимой в леса, кому следующей весной снова на сплав.

На 9 мая – на Язьву, конечно.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели