
Загадочна и глубока река, на которой действовал всесоюзный водный маршрут протяжённостью сто четырнадцать километров

Первая остановка – Чайкинский мыс
С чего начинается Родина? Для каждого Родина начинается с чего-то своего. Это может быть и место, где прошло детство, и семья, родные и близкие, и улица, и облака в небе. Родина начинается с вида из окна дома, в котором родился, и в котором продолжают жить твои родители, с тропинок в лесу, с прогулок по горам, с рек и речушек, где любил рыбачить или купаться.
Река Ирень, растянувшаяся на двести четырнадцать километров, красивая, извилистая, глубокая и загадочная – малая родина для нескольких десятков тысяч жителей Пермского края. Три года назад любители путешествий из села Уинское организовали группу, разработали, очистили и запустили несколько водных маршрутов по своей родной реке. И теперь каждую весну, лето и осень Ирень притягивает к себе не только местных жителей, но и множество туристов из других регионов России.
Водный маршрут «Иренский –Усановка» начинается от старинного моста у посёлка Иренский. Мост в своё время взрывали и белые, и красные, но он полностью не сдался никому, до сих пор опоры стоят назло всем ветрам! За Иренским мостом, после короткого прямого участка, река круто поворачивает на север и продолжает свой неторопливый бег вдоль хребта Аспа-Тау (Камень на Аспе).

Весной ветер приносит с берегов ароматы цветущей черёмухи, шиповника, яблони, летом – запахи лесных и лечебных трав: душицы, зверобоя, таволги, клевера, а с августа по сентябрь берега завораживают красотой осенней листвы.

Живописная скала Ак-Таш (Белый Камень), отделяющая от хребта Аспа-Тау его северную часть – гору Чайкинский мыс – скалистый, поросший лесом гребень, – наша первая остановка во время экскурсии.

Известная путешественница XX века Вера Александровна Варсанофьева сравнивает Чайкинский мыс с «крымскими хаосами». Ранее это место считали священным.

Напротив хребта параллельно реке протянулось узкое озеро Сарыбай-Куль – Жёлтое озеро, получившее своё наименование за мутную желтоватую воду. Интересное переплетение русских и татарских названий на реке Ирень связано с тем, что народности в этих краях издревле живут дружно, бок о бок.
Когда-то, ещё во времена Екатерины II, была в нашем крае образована Иштеряковская волость, в которую входило всё нерусское население, проживающее по берегам реки Ирень и её притоков. После образования Кунгурского уезда на уинские земли хлынул поток русского населения. По рекам Ирень, Телёсс, Тарт, Аспа, Суда они приобретали у башкир и татар земли и селились на них. Земли, лежащие в бассейне реки Ирень, были вначале заселены выходцами из Великого Новгорода, Великого Устюга и Чердыни. Ехали сюда и переселенцы из Соликамска, Вятчины и Вологодского края.
Минеральное свидетельство
Извилистая река берёт своё начало в Октябрьском районе Пермского края и впадает в Сылву в черте старинного города Кунгур. На всём своём протяжении Ирень поражает стабильной глубиной: три – пять метров. Но встречаются и омуты до семи метров, которые здесь зовут «ямами».
На берегах Ирени расположено крупнейшее в мире месторождение редкого поделочного камня селенита. В селе Красный Ясыл Пермского края развит камнерезный промысел. Селенит является уникальным природным достоянием нашего края, – это удивительное минеральное свидетельство существования древнего Пермского моря, которое простиралось на территории края около двухсот восьмидесяти миллионов лет назад.

Разглядывая камень на свету, ты невольно очаровываешься его переливами, ощущая некое тепло заряженного солнцем селенита, и проскальзывает мысль о том, что легенды о хранителях богатств реки имеют место быть, ведь цветные (золотистые, медово-жёлтые, розоватые и красноватые) селениты встречаются только в Пермском крае, в месторождениях по реке Ирень к югу от Кунгура.
Манит и затягивает
На маршрут я выхожу часто, бывает и два раза в неделю, но каждый сплав – он разный, даже пейзажи меняются. Природа вокруг полна жизни, ты любуешься игрой красивых бабочек и плесканием рыб у берега стоянки, пением птиц, причудливыми облаками, река всегда находит, чем удивить путника.
Наши предки использовали энергию рек, строя на Ирени и её многочисленных притоках водяные мельницы. Места, где они располагались, можно определить по омутам, глубина которых значительно больше, чем глубина в основном русле. Такие омуты были когда-то вымыты переливающейся через край плотины водой. С помощью хитрых механизмов энергию вращающегося водяного колеса также использовали для распиловки брёвен на доски и бруски (пилорамы).

Проходя омуты на катамаране, люди засматриваются в тёмную глубь водяной чаши. Река словно манит и затягивает, а рассказы о когда-то кипевшей жизни вот на этом самом, уже глухом месте оживают образами в голове, и ты представляешь, как по берегу шли повозки, люди мололи зерно впрок так, чтобы муки хватило на зиму и на весну, а во времена Великой Отечественной войны местные жители мололи сушёную лебеду и пекли из полученной муки лепёшки.
На притоках Ирени расположены крупные водоёмы. Все они были сооружены в XVIII веке при строительстве медеплавильных заводов. Например, в 1749 году на реке Уя построил свой завод кунгурский купец Тимофей Шавкунов на арендованных у татар землях, дав жизнь старинному селу Уинское.
В период весеннего паводка готовую продукцию штыковой меди отправляли на баржах водным путём по рекам Аспа, Ирень, Сылва и далее на Нижегородскую ярмарку и в города европейской России.
Это и есть Родина!
Местность на речке Уя, куда Тимофей Шавкунов вторгся, с незапамятных времён была заселена выходцами из племени бараба, корни родословной которого уходили к юганско-обским остякам или вогулам, близким родственникам хантов и манси. В стародавние времена они говорили на родном языке, но в результате ассимиляции с татарами и башкирами и самого тесного общения с ними родной язык постепенно забыли.

В старинные времена по Ирени и её притокам сплавляли лес. В 1970–80-х годах XX столетия от посёлка Иренский Уинского района до турбазы «Уральской» действовал всесоюзный водный маршрут «Серебристой лентой Ирени», протяжённость составляла сто четырнадцать километров.
После села Чайка Ирень сильно петляет, описывает крутые излучины, по-местному, – «завилины», встречаются перекаты, именуемые здесь «переборами». Русло вновь становится глубоким, а река сужается до шести метров и входит в тёмный коридор из высоких лиственных деревьев. Он продолжается до подножия Рассыпного Камня – первого из береговых скал Судинских гор.

У Рассыпного Камня Ирень резко поворачивает в северном направлении. В конце прямого участка– крутой, но короткий и шумный слив Бухало в огромный омут Пашкина Мельница. Здесь, на поляне, оборудована стоянка и предусмотрена экскурсия на камень Рассыпной с его историей о гражданской войне, окопами и впечатляющими скалами.

Река Ирень успокаивает, она загадочна и глубока. Её воды хранят тайны Уральских лесов, старожилы рассказывают о русалках, вилах, о рогатых змеях и духах леса. Вдали от шумных городов природа обязательно щедро одарит доброго путника солнечной погодой или спелой ягодкой.

Наслаждаясь изобилием счастливых моментов, которые ты ощущаешь в каждом лучике солнца, мерцающем сквозь сочную листву высоких деревьев, угощаясь спелыми, сладкими ягодами с поляны у реки, вдыхая смолистый запах соснового бора, ты понимаешь, что родился в самом красивом месте на планете Земля! Что это всё и есть Родина!
Фото автора и Сергея Пыхтеева