Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Да, таинственную «Каменную старуху» удалось найти, но не удалось, конечно, привезти с собой, не удалось познакомиться и с другими богами, нашедшими себе приют в этих краях, собрать о них подробные сведения для ученых. Но в чем же дело? Разве угасла страсть к новым походам, пусть еще более трудным, но не менее интересным? Разве растрачен весь порох в туристских пороховницах? Есть он, есть! И будут еще походы, будут новые встречи с таежными идолами, будут новые открытия и находки. И, по секрету скажем вам, будет новая операция. Операция «Таежный Олимп».

 

Так заканчивается статья известного журналиста, писателя Юрия Курочкина в журнале «Уральский следопыт» (№3, 1965), посвященная экспедиции свердловских туристов, отправившихся летом 1963 года в поисках Каменной Старухи в дебри кондинской тайги. Таинственный идол с Полуденной горы после долгих приключений был найден, хотя и не в том величественном виде, который приписывали ему местные предания. А вот планам группы во главе с уроженцем этих мест Михаилом Шаравиным вернуться сюда еще раз не суждено было сбыться. Как сказал нам один из участников той экспедиции Игорь Шестопалов, появились другие заботы.

Почти 60 лет спустя, задумав проект «Легенды южных хантов: историко-краеведческое расследование», реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов, мы решили отправиться на Полуденную гору, затерявшуюся среди кондинских болот, уже с научными целями. Во-первых, обследовать расположенные рядом с Каменной Бабой археологические объекты, описанные туристами круглый холмик и круглый ров вокруг него, явно искусственного происхождения. Кстати, коренные народы севера – ханты и манси – нередко располагали свои святилища на площадках средневековых городков или поселений. Они воспринимали их как свидетельства героического прошлого своих предков. Во-вторых, собственно изучить сам камень, понять природу его происхождения и приписываемых ему антропоморфных черт. В-третьих, расспросить местных жителей об этом месте и преданиях, связанных с ним.

Каменная старуха позирует

 

Последнюю задачу ставили перед собой и свердловские туристы, благодаря чему им удалось собрать весьма любопытные сведения: о запланированной в 1961 году, но так и не состоявшейся экспедиции археолога В. Лебедева, о вандализме «культурных охотников» начала ХХ века («купец Сыромятников», «барон какой-то немецкий», «некто Сидельников»), стремившихся разбить или расплавить Бабу в поисках золота.

Как в настоящем детективе, у нас появились версии о «проходящих по делу» личностях, которые, безусловно, требуют проверки, тем более, что устные источники со временем могли существенно исказиться.

Археолог В. Лебедев: по стилю изложения статьи о нашем объекте в «Комсомольской правде» и научным интересам, связанным с поисками Золотой Бабы, наиболее подходящей кандидатурой является историк и турист, археолог, краевед, кандидат исторических наук, профессор Виталий Иванович Лебедев (1932-1995) из Пензы. Однако сведения о его поездке в наши края даже через родственников пока подтвердить не удалось.

Путь к Бабе. Фото Д. Замуруева

 

Купец Сыромятников: эта личность практически не вызывает вопросов. Александр Адрианович Сыромятников (1859-1912) – тобольский промышленник, купец, участник научно-исследовательских экспедиций. Был хорошо знаком с территорией в нижнем течении реки Конды, так как еще в 1896 году первый начал фрахтовать сюда пароходы, а в 1910 году частично финансировал экспедицию Тобольского губернского музея, а также выделял средства на приобретение вещей во время ее проведения. Несмотря на намерения, участники этой экспедиции не смогли добраться до Каменной Бабы. Были ли такие планы у самого купца и осуществились ли они, в письменных источниках не установлено.

Немецкий барон: на рубеже XIX-XX веков в нижнем Прииртышье, включая низовья Конды, побывало немало европейцев – исследователей, путешественников. Вполне вероятно, что кого-то из них местные жители могли принять за иностранного барона. В ходе поисков оказалось, что барон здесь действительно был, самый настоящий, правда, французский – археолог и путешественник, член Парижского географического общества, почетный член Уральского общества любителей естествознания Жозеф де Бай (1853-1929/31). Начиная с 1895 года он совершил не одну экспедицию на Урал и в Сибирь. Судя по опубликованным материалам, его интересовали и каменные изваяния, и археологические находки с Конды.

На лодках к Бабе. Фото Д. Замуруева

 

Некто Сидельников: самая загадочная личность. Кроме фамилии, никаких зацепок. Сузить круг поиска мы попытались предположением, что в начале ХХ века «праздную» поездку в глухую тайгу могли себе позволить люди обеспеченные и образованные. Среди известных личностей того периода можно выделить разве что Александра Никитича Седельникова (1876-1919) – географа-исследователя, одного из авторов XVI тома «Полного географического описания нашего отечества» о Западной Сибири, на страницах которого при описании села Нахрачинского (пгт Кондинское) указано: «есть основание предполагать, что здесь где-нибудь в глухой лесной чаще, куда трудно проникнуть, хранятся и идолы».

Поисковая работа дала и другие, неожиданные результаты. Оказалось, что за год до похода свердловских туристов, в 1962 году, Каменная Баба была обследована научным сотрудником сельскохозяйственной опытной станции, охотоведом Валерием Павловичем Бухменовым. По долгу службы он бывал в Согоме, где услышал древнюю легенду о Каменной Бабе. На племя, что кочевало в верховьях Конды и Юконды, напали плохие люди. В неравной борьбе погибли и большие и малые. Спаслась лишь старуха с двумя детьми, но при бегстве от преследователей увязла в болоте, а затем, когда стрелы врагов стали падать близко от бегущих, окаменели старуха с детьми и животное, на котором они ехали. С тех пор так и стоят каменные: в болоте лось (или лошадь), а на увале – старуха с детьми. Сейчас речка, вытекающая из этого болота, называется Хой-речка, а таежный урман, шумящий над каменной бабой, приобрел в народе название «Старухин мыс».

Путь к Каменной бабе. Фото Д. Замуруева

 

Особый интерес в описании Бухменова вызывают и такие моменты:

  • Связи, фиксируемые в фольклоре и топонимике далеких территорий: Гора Хой Эква на Урале (бабья гора), согласно местным преданиям, названная в честь женщины, ушедшей на Конду, и Хой-речка – левый приток Конды второго порядка.
  • Существование в прошлом на таежной территории Согомских озер своеобразного культурного центра с количеством населения, в десятки раз превышающим современное, благодаря наличию богатейших промыслово-охотничьих ресурсов.

Несмотря на то, что Валерий Павлович выступил на окружном радио с рассказом о своем открытии (1964), опубликовал заметку в журнале «Земля сибирская дальневосточная» (1968), по непонятным причинам о Каменной Бабе долгое время никто не вспоминал (только в 1992 году в журнале «Югра» в материалах журналиста, краеведа Владимира Плесовских промелькнуло упоминание об открытии Бухменова). Не знали о нем и свердловские туристы, иначе, возможно, их путь к Бабе не был бы таким долгим и сложным.

Журнал «Земля Сибирская Дальневосточная» №11 1968г.

 

В этой истории оказалось несколько удивительных совпадений. Во-первых, проводником Бухменова к Каменной Бабе был Данила Петрович Сургучев – родной брат деда нашего проводника – Владимира Семеновича Сургучева. Во-вторых, по случайному (а может, и нет!) стечению обстоятельств оказалось, что, уже будучи на пенсии, Валерий Павлович недолгое время работал научным сотрудником в Музее Природы и Человека, в фондах которого мы и нашли его статью, а также артефакт – фрагмент средневекового сосуда, найденный им около Каменной Бабы.

Собрав все сведения, резюмируем, что нам известно о Каменной Бабе.

1961 год, «показания» манси Степана Федоровича Кумышева – проводника Сидельникова и барона: Пришли, обкопали «бабу», хотели вывернуть – только наклонили. Отбили у нее нос, грудь и ушли. Было это в 1913 году… А теперь уж совсем легла.

1962 год, «показания» хантов Гаврилы и Данилы Петровичей Сургучевых: тобольский купец Сыромятников со своей ватагой пытался расколоть Бабу, калил огнем, затем, чтобы она треснула, поливал водой.

1963 год, «показания» Сергея Сургучева и старика Пагилева: в 1905 году купец Сыромятников хотел увезти ее с собой, но только уронил да испохабил – куски отбил зачем-то. Такой ее Пагилев и увидел в 1926 году. Но она еще не совсем лежала, кто-то из охотников уж позднее «добил» Старуху – костры на ней разводили, топоры об нее точили.

Лес вокруг Каменной Бабы горел два года назад…. очень мистичен и графичен. Фото Дмитрия Замуруева

 

На фото Бухменова 1962 года Баба лежит плашмя, вросшая в землю. В таком же состоянии через год ее обнаружили туристы, откопали, подняли и поставили, из нескольких фрагментов камней, лежавших возле Бабы, собрали предполагаемую голову и аккуратно сложили у основания, оставив послание: «Не разрушать это древнее изваяние и не растаскивать камни, сложенные у подножья».

Пора разобраться с оставшимися вопросами на месте.

Геолог и археолог рассматривают появление нового камня. Фото Д. Замуруева

 

20 июля 2022 года наша экспедиция отправляется в путь, можно сказать, для реализации той самой операции «Таежный Олимп», запланированной свердловскими туристами почти 60 лет назад. Группа в составе геолога, археолога и видеографа из Ханты-Мансийска, художника и топографов-геодезистов из Екатеринбурга и Омска вылетает на вертолете из Ханты-Мансийска в Согом, а дальше наш путь практически совпадает с маршрутом свердловских туристов. Из Согома выезжаем на лодках. Перед тем, как пересечь Домашний Сор и выйти в реку Верхнюю, лодки останавливаются у Старикова мыса – священного места, расположенного на средневековом городище. Здесь мы повязываем ленты на упавший в воду кедр, оставляем монеты. Когда-то кедров было три и все они считались священными. В начале 1960-х годов их еще застала известный этнограф Зоя Петровна Соколова. Теперь остался один – Старик, даже засохнув и упав в воду, он сохранил свое сакральное значение для местных жителей.

Старик — последний из трёх священных кедров, стоявших ещё 60 лет тому назад в окрестностях п. Согом. Фото Т. Собольниковой

 

Заручившись поддержкой Старика, экспедиция отправляется дальше. Даже на мощных современных моторах путь занимает более 5 часов, затем несколько километров пешком по болоту и еще с десяток на вездеходе по лесу. Прибыв на место, все спешат к главной цели нашей экспедиции. Среди черных обгоревших остовов деревьев, обвязанных цветными лентами, Каменная Старуха выглядит монументально и вполне величественно. Наш проводник Владимир Семенович Сургучев, впервые увидевший Каменную Старуху в 1969 году, после того, как ее подняли свердловские туристы, не спеша приближается к ней и, коснувшись рукой, передает привет от Старика. Старые легенды не связывают эти места, но все течет, все изменяется. Так, в семье Сургучевых предание о Каменной Бабе, передающееся из поколения, из уст Владимира Семеновича звучит так: Бабка окаменела на Полуденной горе, не спасаясь от врагов, а, наоборот, спеша на помощь воевавшим хантам.

Камень на склоне Полудённой Горы недалеко от Каменной Бабы. По легенде ее конь тоже окаменел, может это он. Фото Дмитрия Замуруева

 

К каким выводам мы приходим, добравшись до заветной цели нашей экспедиции?

Полуденная гора представляет собой естественное складчатое образование горных осадочных пород, состоит из песчаных отложений с гравийно-галечным горизонтом, залегающим на глинах. При этом в урочище действительно присутствуют следы пребывания человека в предыдущих эпохах – площадка, окруженная рвом, на которой, вероятно, совершались жертвоприношения, жилищные и промысловые впадины, возраст которых по внешним признакам и фрагментам керамики, обнаруженным Бухменовым, составляет не менее 1 000 лет.

Каменная Баба – место силы для согомских и кондинских хантов. Фото Д. Замуруева

 

Сама Каменная Старуха – это довольно массивный валун серого среднезернистого диорита, достаточно широко распространённого на Урале, но для Кондинской низменности, да ещё таких внушительных размеров – очень редкого. Нестандартно и включение розового гранита в диоритовой массе. Несмотря на эти обстоятельства, наиболее вероятно местное происхождение минерала – «выдавливание» из материнской породы в результате механических движений земной коры. Такой процесс сейчас происходит на склоне Полуденной горы, где на поверхности появляется… возможно, еще один «идол». Баба же «стоит» в вертикальном положении, согласно собранному нами фотоархиву, заглубленная в землю примерно на четверть. Ее едва уловимые антропоморфные очертания созданы природой, а не рукой древнего мастера. А вот сколы и трещины – достаточно молодые механические повреждения, вполне вероятно, полученные в результате описываемых попыток найти здесь золото.

24 июля, выполнив поставленные задачи, покидаем Полуденную Гору. Погода нам явно благоволит, обещанные по прогнозам проливные дожди на несколько дней так и не случились. Тучи сгущались, гром гремел, но не более того. Пару раз пытался пойти дождь, но особо не расходился…

Хранитель священного места Владимир Семёнович Сургучёв. Фото Дмитрия Замуруева

 

Вернувшись в Согом, в архиве местного библиотекаря Натальи Георгиевны Вахрушевой находим еще одно фото – конца 1970-х годов, на котором запечатлены родной брат Владимира Сургучева – Анатолий и Михаил Пуртов – адвокат из Ханты-Мансийка. На этом фото Каменная старуха стоит под явным наклоном. Со слов Владимира Семеновича, который называет себя хранителем этого места, он несколько раз за свою жизнь поправлял камень, ставил его вертикально. Сейчас он следит за порядком в урочище и по-своему облагораживает его: приносит к подножию Старухи найденную в окрестностях керамику, а также, вдохновившись увиденным по телевизору сюжетом, ставит вокруг камни поменьше, непреднамеренно воскрешая легенды о пропавших детях или внуках Старухи. Значит, культ этого места не доживает свой век, а, скорее наоборот, переживает новый этап развития.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели