Юсьвинские тайны древних коми-пермяков
Отправляясь из Кудымкара на восток, мы будем двигаться параллельно «женской реке» Иньве, которая закончит свой бег в Камском водохранилище. Уже через два-три десятка минут мы окажемся в Юсьве – центре муниципального округа, история которого овеяна мифами и сказаниями древних коми-пермяков.
Юсьва («лебединая вода») – это современное большое село на одноименной реке, являющейся притоком Иньвы. В центре села, у местного дворца бракосочетаний, расположенного в старинном особняке купца Вилесова, мы сможем увидеть скульптуру, посвященную верности лебединой пары. Не доезжая до села Юсьва, можно свернуть налево с основной дороги и заглянуть в село Архангельское
Название этого села дано по каменной церкви, построенной в середине XIX века при поддержке графини Строгановой, правительницы «Инвенской дачи», в границы которой входило несколько сел с приходскими церквями: Кудымкорское, Отевское, Ёгвинское, Архангельское, Юсвенское.
Однако до сих пор сохранилось и старое название села – Карпово, известное с 17-го века, когда здесь проживал некто Карпик Тулупов. Население села занималось почти исключительно землепашеством,
вывозя излишки зерна в село Ильинское (90 км), Пожвинский завод (100 км), Дедюхинский соляной промысел (130 км) и даже в Вологодскую губернию (500 км).
Хозяйства жителей села и окружающих деревень отличались хорошими лошадьми, главным образом местной обвинской породы, в чём сказалось влияние Капилинской конефермы, расположенной в бывшем имении Строганова, недалеко от села Архангельского, по дороге на Кудымкар (Народная энциклопедия деревень Юсьвинского р-на).
Ещё через полчаса дороги к Камскому водохранилищу мы заедем в старинное село Купрос, по преданию, основанное братом Кудым-Оша Купрой. В селе, рядом с городищем X-XIII вв., в 1768 году графом Г.А. Строгановым возведена церковь Николая Чудотворца – один из немногих сохранившихся деревянных памятников архитектуры и истории.
Дальше дорога лежит через посёлок Майкор, также знаменитый древним Туманским городищем, удивительными видами на пойму Иньвы и Этнопарком «Страна Вису», хозяин которого Евгений Смертин расскажет множество легенд и удивительных сведений об истории Пермского края.
Завершится наше путешествие в посёлке Пожва на берегу Камского водохранилища, где сохранились несколько зданий бывшего Пожевского чугуноплавильного и железоделательного завода, в цехах которого под руководством знаменитого ученого-металлурга П.Г. Соболевского в 1817 году были построены два первых камских парохода. Сегодня в здании заводоуправления располагается библиотека и музей с множеством уникальных экспонатов, собранных в окрестностях краеведом Алексеем Панфиловым, начиная с моллюсков аммонитов, костей мамонтов и заканчивая находками пермского звериного стиля и даже «зубом оборотня».
Ен из (небесный или божий камень)
В селе Архангельское находится большой камень-валун, считающийся священным у коми-пермяков (второй подобный камень находится недалеко от села Ошиб в Кудымкарском районе).
По легенде, этот камень был заброшен одним из братьев-богатырей – Пэвом, Доем или Чумом – с соседних обрывистых берегов. По другой версии, это седло Ильи-пророка, оброненное с неба, или седло местного богатыря, которое он потерял, когда ездил по Пермяцкой земле. Камень лежал на крутом берегу над Иньвой. Говорят, местные парни хотели скинуть его в реку. Но он остановился на середине пути, чем вызвал удивление и испуг. Тогда камень всем миром подняли и занесли в церковную оградку, где он до сих пор и находится. Древние коми-пермяки верили, что камень исполняет желания, приносит исцеление, помогает от бесплодия.
Разбойница ЧИна
Архангельское находится между Иньвой и ее левым притоком Велвой. На противоположном берегу Велвы можно увидеть старинное коми-пермяцкое селение Чинагорт, названное так в честь легендарной основательницы деревни – разбойницы Чины. Жила одна на отшибе, в доме без окон и дверей с небольшим лазом. Ни с кем не общалась и от помощи отказывалась. Селяне заподозрили, что она знается с разбойниками и лесным хозяином Деманом. Рассказывают, будто разбойники прятали награбленное добро в её избушке или где-то рядом. Но поймать их никто не мог, потому что от избушки к реке и в лес вели подземные ходы. До сих пор люди клады Чины ищут.
Благодарные и не жадные местные жители поставили основательнице деревни деревянный памятник.
- ЛуншÖрика или зерновая баба
В этой же стороне ходит много легенд про духа – хранителя полей и посевов, называемого Луншӧрика, или же обороника, бабашӧрика, полуденница, сюбаб, зерновая баба, ыб чуд или полевой чуд.
Была она, говорят, то большая, то маленькая, иногда и рогатая, а одета была в вывернутую наизнанку шубу. Во время цветения хлебов ходила она в поле раскачивать рожь да растить колос и очень не любила, чтобы её тревожили. Складывала она оставленные бороны на межу, перенося их на голове. Чтобы не рассердить Луншӧрику, люди в полдень (во время ее выхода) закрывались в избах, женщинам запрещалось даже колотить холсты. Считалось, что в полдень кругом селения Луншӧрика ходит с подругами в дубасах (крашеных сарафанах с набойкой) и заглядывает в окна.
ИкöтА (шЕва)
В населенных пунктах этого же направления колдуны выращивали икотки или шевы, что означает некие сущности, способные подселяться в человека. Икотки «разводились» в особых берестяных туесах.
К ним относились бережно, как к малым детям. Кормили их густым свежим квасом «дзолько», ещё не приправленным закваской. Икотка была похожа на прозрачную плесень. Если запускали её кому-нибудь в квас, например, то человек мог и не заметить, что проглотил подобную икотку. Чаще их подселяли к смертельно больным, ведь в таком случае икотка была мотивирована до последнего бороться за жизнь своего хозяина. В здоровом человеке икотка, как правило, не приживалась. Она имела собственный голос, отличный от голоса хозяина, и даже могла быть другого пола. Икотка могла предсказать непогоду, различные катаклизмы, уберечь от беды, найти вора и убийцу или даже диагностировать болезнь.
Май и КУпра
Чудские богатыри, легендарные основатели поселений Майкор и Купрос, упоминаются в легендах как братья самого Кудым-Оша и памы (князья) чудских увтыров (родов).
Известно, что у древних коми-пермяков был распространён тотемизм. Имена основателей рода часто совпадают с названиями тотемных животных-покровителей. В переводе с коми-пермяцкого языка «май» – бобр. Возможно, Май был князем увтыра, где тотемом было это животное.
Бусыгинская гора
Между поселениями Они и Майкор находится старинный татарский погост, который называют Бусыгинской горой.
Многие очевидцы на этом месте видели свечение и табун коней, танцующих под татарскую гармошку. Считается, что это души умерших татар. Рассказывают также трагическую историю любви рабочего завода Рината и девушки Мансуры. Приказчик не дал Ринату жениться на возлюбленной и отправил его на дальние работы, где тот умер с тоски. Проезжая мимо места захоронения Рината, приказчик встретил душу парня в облике коня. Он испугался возмездия и вскоре сам смертельно занемог.
ВИжлоки и кЫйи.
По преданиям, в окрестностях Майкора и Пожвы давным-давно жили вижлоки. То ли оборотни, то ли вампиры. Они издавали пугающие крики, постоянно нападали на скот или людей. Кыйи имели вид животного размером меньше медведя, но больше волка и издалека были похожи на человека, стоящего на четвереньках.
От вижлоков и кыйев люди огораживали поселения защитными сооружениями. До сих пор, когда в деревнях Юсьвинского района пропадает скот, местные жители вспоминают недобрым словом этих мифических существ.
АнЮш
Южнее места впадения реки Иньвы в Каму (уже за границей Юсьвинского района), в 19 км от городка Чёрмоз археологами было обнаружено Анюшкарское (Кыласовское) городище X–XV вв., где жили представители разных родов. Здесь сохранились остатки наземных жилищ, орудия труда, оружие, кузнечный горн, гончарные, кожевенные и косторезные мастерские, найдены украшения женского костюма – хрустальные, сердоликовые и стеклянные бусы. Анюшкарское городище тесно связано с коми-пермяцким эпосом легендой о путешествии Кудым-Оша за женой к мансийскому князю.
По одной версии, правитель Анюшкара была женщиной, по другой – мужчиной. Анюш предупредил(а) об опасности Кудым-Оша, плывшего за мансийской невестой, подсказала ему дорогу до искомого вогульского (мансийского) становища и дала в проводники своего слугу Ваяси, который отлично изъяснялся и на языке чуди, и вогулов. Предприятие Кудым-Оша, как мы знаем, обернулось успехом, он взял в жены прекрасную мансийскую княжну Костö и дал начало роду южных, иньвенских коми-пермяков.
Возвращаясь в столицу Коми-Пермяцкого округа из Юсьвы, мы обязательно заедем в деревню Зуево,
расположенную по пути на берегу небольшой речки с чудесным названием Космос (вероятно, Кöсмöс, по коми-пермяцки), чтобы набрать чистейшей воды из знаменитого родника с деревянным желобом.