Как уже было сказано выше, доктор Сенкевич работал в Тавдо-Кондинском крае с 1903 по 1905 годы. К этому времени эти места были заселены в основном русскими, так как коренное население — вогулы частично были выселены завоевателями в более северные и глухие места, многие погибли в многочисленных стычках с пришлым народом, какая-то часть ассимилировалась и жила совершенно по русским обычаям.
И так уж случилось, что смекалистый и оборотистый русский мужик оказался более приспособленным к новой жизни, нежели его живущий одним днем сосед — вогул. Добрососедские отношения, когда одна сторона только дает, а другая только принимает, сохраняться долго не могут. Отсюда беспощадная эксплуатация должников, обмен и торговля, носящие зачастую спекулятивный характер. Читаем в записках доктора:
«Борьба с этим явлением трудна, ибо, даже при наилучшей организации торговли, нельзя же иметь кооперативные лавки в каждой захолустной деревне в 4–10 дворов, тем более, что деревни разбросаны на необъятном пространстве, а пути сообщения таковы, что по 6–7 месяцев возможна лишь ходьба пешком. Торговля передвижная здесь также немыслима, ибо она должна производиться еженедельно, а не два раза в году. Таким образом, сама жизнь заставляет более предприимчивых людей, чаще русских, а где их нет, то и вогулов, браться за своеобразную торговлю — обмен продуктов первой необходимости, главным образом, на пушнину, рыбу или на личный труд. К этому же ведёт и своеобразное отношение к продаже пушнины полудикого вогула-промышленника. Обычно купить на деньги какую-либо шкурку очень трудно…»