Когда рассказывают о золотодобытчиках, описывают драгу. Как она медленно бороздит какую-нибудь уральскую таежную речку, «перешаривая» ее вдоль и поперек. Плавучая махина проглатывает тонны песка и гальки, чтобы извлечь граммы драгоценного металла.
Было время, когда основным орудием добытчиков золота и платины был вашгерд, заменивший лоток.
«Устроить вашгерд — дело самое пустое. Взял три доски, сколотил их глаголем, подделал деревянное дно ступеньками, а сверху прикрыл железным листом, продырявленным, как терка. Такой вашгерд он устанавливал где-нибудь на берегу Смородинки и начинал работу. Сначала дядя Митрий добывал песок и наваливал его на железный продырявленный лист (грохот), потом Аннушка черпала ведром воду и лила ее на деревянный желоб, установленный сливным концом над самым грохотом, так что струя воды падала прямо на песок. Дарья небольшой железной лопатой мешала на грохоте песок, сбрасывая гальку в сторону. Вода сносила размытую глину и песок, и только часть оставалась на покатом ступенчатом дне вашгерда, Где, в силу удельного веса, остается золото»,— читаем у Мамина-Сибиряка в рассказе «Дедушкино золото».
Примерно такой же вашгерд, какой изображен писателем, я увидел в поселке Висим — на родине Д. Н. Мамина-Сибиряка. Теперь уже ставший музейным экспонатом, этот инструмент выставлен на старательском комплексе. Созданный недавно, такой комплекс объединяет собой макет шахты, откуда доставали песок для промывки, и избушку, которая на языке старателей называлась корпусом.
— Такой своеобразный этнографический музей не случайно открыт в нашем поселке,— рассказывает директор Висимского филиала Нижнетагильского историко-революционного музея В. Петрова.— Именно в окрестностях Висима в двадцатых годах прошлого столетия началась добыча платины в России. При создании комплекса большую помощь оказали старожилы, которые сохранили в памяти секреты ремесла старателя, передававшиеся из поколения в поколение.
Немного истории. В 1819 году в уральском россыпном золоте был обнаружен «новый сибирский металл». «Белое золото» — так называли сначала платину. Но к ее добыче приступили лишь шесть лет спустя. Основанное в июле 1825 года новое печатное издание с длинным названием «Горный журнал, или Собрание сведений о горном и соляном деле с присовокуплением новых открытий по наукам, к сему предмету относящимся» в течение первых полутора лет выхода в свет восемь раз рассказывало о новом драгоценном металле. Первая информация о добыче платины была напечатана в третьем (сентябрьском) номере журнала (1825, № 3): «Находя, что для публики будет любопытно иметь сведения, сколько может доставлено быть в нынешнем году с заводов хребта Уральского драгоценных металлов, Ученый комитет спешит известить оную, что …получено в первую половину сего года платины 3 пуда и 7 фунтов 10 золотников 72 доли».
Год с лишним спустя в «Горном журнале» (1827, № 1) была опубликована большая статья «Краткое описание обретения платины в Сибири» (читай: на Урале.— М. Р.) управляющего Гороблагодатскими заводами Н. Мамышева, который подробно и обстоятельно познакомил с историей открытия платины на Каменном поясе.
Тагильская земля одарила самыми крупными в нашей стране самородками «белого металла». Первая находка была сделана в 1828 году в окрестностях Нижнетагильского завода, у Красного Камня. Самородок весил 4325 граммов, цена ему была определена 100 тысяч рублей ассигнациями. Самый тяжелый найденный позднее кусок из чистой платины весил без малого 9,5 килограмма.
Мамин-Сибиряк писал: «В течение 35 лет намыто даровым крепостным трудом на Тагильских промыслах 2756 пудов 5 фунтов 20 золотников 8 долей платины.
…За восьмидесятые годы добыто около 700 пудов. В общей сложности на Тагильских промыслах со дня их открытия добыто не менее 5262 пудов. Вся тагильская платина поставлялась по контракту английской фирме «Матей».
Лопата, кайло, тачка и вашгерд были малопроизводительными. Но с их помощью добывалось значительное по тем временам количество платины и золота. Висимский старательский комплекс воспроизводит процесс добычи драгоценных металлов в зимнее время. Для работы в холодный период года старатели строили рядом с источником воды избушку. Промывка шла в тепле, потому в ней постоянно «шумела и гудела», как говорили старатели, железная печка.
Доставленную из шахты породу перевозили к месту промывки тачкой. Если расстояние было далекое, то применяли лошадиную тягу. С одной стороны избушки делали взвоз или настилку для въезда возом или тачкой. В избушку песок подавался через специальное отверстие — окно. У вашгерда обычно работали женщины. Для скорейшей обмывки лопаточками-скребками они размешивали породу, которая разделялась затем на гальку и мелкий песок с мутью. В нем-то и заключалось золото.
Для того чтобы читатели могли нагляднее представить труд старателей, опять обращаюсь к рассказу уральского писателя.
«Когда таким образом промывали на вашгерде пудов тридцать песку, дядя Митрий принимался «доводить золото». Струю, падавшую с желоба, уменьшали, и дядя Митрий особенной щеточкой отделял скопившийся на дне вашгерда песок от так называемых шлихов, то есть черного песочка, состоящего из мельчайших осколков железняка. В этом шлихе обыкновенно и встречается золото».
…Старательский музей привлекает внимание гостей Висима. История техники — это тоже история духа.