Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Меряне стали платить даиь русским князьям, ходили с ними в военные походы, постепенно русели: забывали свою культуру, языческую веру, родной язык. Писать о Мере летописцу уже не было нужды. У него — дела поважнее: раздоры русских князей, войны с половцами, не за горами было татаро-монгольское нашествие и кровопролитные сражения со шведами и немцами. Тут не до Мери, и она исчезает со страниц летописи.
Но это не значит, что Мери в те времена уже не было. В 1071 году в Ростове, в центре древней мерянской земли, восстали смерды против насилия русских феодалов и их наместника Яна Вышатича. Во главе восстания были волхвы из Ярославля. Судя по многому, и сами волхвы и восставшие смерды — те же меряне. А еще повествуют древние документы, что во время этого восстания в Ростове был убит епископ Леонтий, который не только русский, но и «мерьский язык добре умяше». Значит, были еще меряне и в XI веке.
И, видимо, долго звучал мерьский язык по глухим углам Ярославского и Костромского краев, но, в конце концов, обрусели последние меряне, и язык их исчез с лица земли. Правда, трудно сказать, когда это случилось, может быть, в XII—XIII, а может, и позднее.



Перейти к верхней панели