Горящий фонтан
— Этот фонтан на Пурпейской площади,— сказал начальник Тюменского геологического управления лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда Ю. Эрвье,— возник внезапно. Геологи не ожидали встретить газ на такой незначительной глубине — 700—800 метров.
Вначале вырвавшийся газ шел без огня. Потом от случайного удара металла о металл воспламенился. А через несколько часов в устье скважины образовался кратер, поглотивший и буровую, и оборудование.
Пурпейская площадь лежит на севере Тюменской области, далеко от дорог, и попасть на нее зимой можно только по воздуху. На выручку геологам пришла авиация. Впервые из Салехарда в Тарко-Сале, вблизи которого лежала горящая скважина, пошли большегрузные самолеты АН. С помощью их в Тарко-Сале, а оттуда вертолетами МИ-6 к Месту происшествия доставили две буровые установки, трубы и другое оборудование и материалы. Сюда прибыли крупнейшие специалисты, опытнейшие мастера бурения.
Однако перед ними стала задача со многими неизвестными: откуда идет газ, каково его давление, какова мощность пласта.
— Тогда, — продолжает рассказ Ю. Эрвье, — пробурили оценочную скважину на глубину 695 метров. Она вошла в газоносный пласт, состоящий из рыхлого песчаника, и прошла по нему 67 метров. Это очень мощный пласт. Оценочная скважина дала свыше двух миллионов кубометров газа в сутки. Мы полагаем , что открытие Пурпейского месторождения — большое событие. Оно в ближайшее время окажет серьезное влияние на развитие газовой промышленности всей страны.
А горящий фонтан?! Задавить его «в лоб» было невозможно. И специалисты решили…
Недалеко от кратера горящей скважины пробурили другую, с трехсотметроаым отклонением от ствола. После гидроразрыва в нее закачали 35 тысяч кубометров воды и более 400 кубометров глинистого раствора. Вода и раствор по трещинам прошли в аварийную скважину, закрыли фонтан газа и быстро погасили огонь.
Сейчас на месте пожара большой кратер. Его диаметр почти 600 метров. В нем озеро. Только оно напоминает о происходившей тут схватке человека со стихией.
Ю. РЯБОВ
Геолог и алхимия
В начале — два небольших отступления.
Одно — в область истории химии. Когда-то алхимики искали секрет «философского камня», с помощью которого можно было бы превращать в золото обычные минералы. Достаточно, утверждали они, бросить такой камешек в тигель, чтобы на дне моментально появились крупинки драгоценного металла.
Второе — в область минералогии. Все люди уверены, что золото, как и другие благородные металлы, встречается только в самородном виде. Лишь немногие специалисты знают, что в природе имеются редчайшие соединения золота с теллуром, образующие минерал калаверит.
…Полтора десятка лет назад на одном из заброшенных приисков треста «Енисейзолото» — в бассейне реки Пит — я разбирал поисковые шлихи. Среди знакомых минералов — черного магнетита, красных гранатов и желтого оловянного камня — нашел несколько камешков необычной формы, похожих на рыболовные крючочки!
В ту ночь я долго не мог заснуть: меня мучало собственное незнание, — ведь я так и не смог определить, что именно нашел.
Утром, отправив работников поисковой партии с заданиями, сам приступил к исследованиям серых «крючков». Положил неизвестный минерал в фарфоровый тигелек и начал прокаливать на спиртовой горелке. За моими «манипуляциями» внимательно следила девушка-повариха. Когда из тигля повалил белый тяжелый дым, мы оба закашлялись. Потом дым рассеялся, а на дне тигля заблестела… капля золота!
Девушка смотрела на меня как на фокусника. Сам я был изумлен не меньше ее. В средние века меня заточил бы в свой замок, вернее в его подвал, какой-нибудь барон и заставил бы, как Бетгера (изобретателя фарфора), делать золото…
…Калаверита я больше не встречал.
К. ФЛУГ, геолог