Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В прошлом году в четвертом номере журнала была опубликована статья писателя Бориса Рябинина «На оселке природы». Она остро ставила вопросы охраны наших природных богатств, обличала тех, кто губит лес, водоемы, хищнически истребляет зверей, птиц.
В редакцию поступают отклики на выступление Б. Рябинина. В этом номере мы печатаем некоторые из них.

Внимание!
Через горы и долины Урала тянутся туристские тропы. Они взбираются на хребты, исчезают в болотах и снова появляются на лесистых склонах. Легким спортивным шагом идут по ним взрослые и ребята. Но одни наслаждаются красотой природы, смотрят, не нуждаются ли в их защите птицы, животные, деревья. Другие идут и режут, идут и рубят, идут и мажут дегтем, краской, смолой, увековечивая свои имена на вековых кедрах, на скалах, на стенах пещер и гротов… Кажется, дай людям волю — и поперек синего неба рыжей охрой коряво выведут: «Здесь были 15/VIII—63 туристы из Моск. гор. клуба туристов 5 человек. 2 из них девушки. Тимофеева Р. А., Савков В. И., Федоров Е. А., Тимофеев Н. И., Ремизова А. М.».
Таежные охотники в панике. Они идут на промысел и в глухой тайге видят на сосне полуметровые буквы: «МХТИ—1961 год». Они подходят к горной реке, а на красивом утесе красной масляной краской старательно выведено: «Галкин, Малкин, Палкин, Чалкин и Залкинд. 1963 г.». Пугливо озираясь, спешат хозяева леса к избушке, на наружных стенах которой давно нет живого места, входят, садятся к столу. На нем ножом вырезано: г. Пермь, Спартак. 8/VII—64». А на потолочной балке перед глазами каждого: «Ура! МИТХТ. 63. 4 отважные девушки».
Дорогие отважные девушки! Дорогие физики ГГУ, дорогие «ЛЭТИ», «МВТУ», клуб «Азимут» из Нижнего Тагила и туристы города Ижевска! Зачем нам и всему миру знать, что именно ВЫ ночевали такого-то числа в гостеприимной избушке, что ВАС было 5, а не 15 и 75, что руководителем вашей невысокоинтеллектуальной и недовоспитанной группы был т. Бельченко.
Тоскливо глядя на стенную живопись, бригадир охотников охотпромхоза «Денежкин Камень» Сергей Петрович Аликин сказал: «Мы уж и топором пробовали стесывать. Тщетно. Творческий порыв неудержим. На стесанном еще удобнее писать. И снова появляются широковещательные надписи: «Нижний Тагил, НТГМТ, 10.7.64».
Вот почему мы приветствуем выступление «Уральского следопыта».
Из безнадежного положения есть, наверное, только один выход, предложенный еще Маяковским: разыскивать по оставленным адресам и фамилиям путешествующих графоманов и пытаться отбить у них охоту испытывать остроту своих ножей и цвет своей краски на предметах, им не принадлежащих.
А еще лучше, если люди возьмут с собой в поход запас тетрадей и карандашей и оставят в них туристский привет тем, кто придет сюда после них.
Аркадия и Олег ЛИШИНЫ, сотрудники института имени Мечникова

Мертвый пруд
Есть в Свердловской области город Невьянск. Стоит он на реке Нейве. А в городе — большой пруд. В былые времена он славился рыбой, но вот уже 26 лет водоем мертв. В него сбрасывает отходы Кировградский медеплавильный комбинат.
Не один год идет разговор об очистке пруда, даже построены специальные сооружения, однако эффекта от них никакого. Даже белье нельзя в воде полоскать — желтеет.
Неоднократные записи в коллективном договоре не помогают.
Поэтому я — за семилетку охраны природы, которую предлагает «Уральский следопыт».
Виктор КОЗЛОВ, рабочий

Кедр нуждается в защите
Богаты уральские леса. Особенно хороши в них кедровники. Еще недавно кедровые рощи были не в диковинку, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Секрет вырождения этого красавца прост: десятки людей обламывают его ветви, а иногда срубают деревья. И все это делается ради десятка — часто недозрелых шишек.
Так варварски относятся у нас и к черемухе. «Уральскую вишню» рубят под самый корень.
Гибнет зеленый друг. Лесная охрана иногда предупреждает отдельных людей и даже штрафует. Но разве могут один-два человека обойти сотни гектаров леса и задержать нарушителей? На помощь им должна прийти общественность сел и деревень, следопыты. Надо создавать зеленые патрули из комсомольцев и пионеров, привлекать к охране природы ее истинных друзей.
Прав «Уральский следопыт»: «если навалиться всем народом — гора сдвинется с места».
А. ПИНЯТИН, лесовод

ЧТО ЗА ПТИЦА?
В середине сентября мы поймали этого птенца. Все решили, что перед нами журавленок. А я усомнился.
Сфотографировал его и посылаю вам. Ответьте, пожалуйста, что это за птица.
А. Шестаков, Свердловская область

Отвечает доктор биологических наук В. Н, Павлинин.
На фотографии обыкновенная, или большая, выпь. Птица из отряда цаплевых.
Выпь живет в Европе и Азии, встречается в Африке. Зимует в северной и тропической Африке, Аравии, северной Индии и Китае. В нашей стране выпь иногда зимует на берегах Черного моря в Закавказье, на Каспийском побережье и в Средней Азии.
Эта птица живет у нас на Урале на заросших озерах, прудах и болотах. Питается главным образом рыбой, лягушками, головастиками.
Размножается выпь вскоре после прилета на гнездовье. Весной самцы издают характерные звуки — «буханье», за что в народе их прозвали: «водяной бык», «бугай», «бухало».
Есть другой вид этой птицы — малая выпь, или волчок, которая распространена южнее, чем обыкновенная.



Перейти к верхней панели