Номинация Молодежные гранты
Заявитель: ФГБОУ ВПО «УралГАХА»
Руководитель проекта: Поспелова Нина Олеговна
Общее количество участников проекта 40
Цель проекта:
Урал издавна известен в первую очередь как промышленный край. В частности, на территории Свердловской области более 300 объектов промышленной архитектуры XIX-XX вв. Эти свидетели трудовой славы Урала находятся в разной степени сохранности. Зачастую они прекрасно вписываются в ландшафт, украшают его. Цель данного проекта — выявление и признание эстетической значимости таких объектов, утверждение и популяризация их потенциала для краеведческого туризма.
Основные задачи проекта:
1. Выявить объекты, более всего соответствующие цели проекта, а именно: исторически значимые, эстетически эффектные, с учетом природного окружения, пока что не включенные в популярные туристические маршруты и потому мало известные.
2. Посетить избранные объекты, запечатлеть их привлекательный образ, обсудить их судьбу с местной общественностью. Вовлечь студентов академии в социально значимую творческую, профессиональную деятельность.
3. Подготовить и презентовать заинтересованным представителям государственной власти и местного самоуправления, общественности, организаторам туризма выставку, альбом и видеофильм, раскрывающие потенциал описываемых объектов — туристический, эстетический, социальный, воспитательный.
Соответствие уставным целям и задачам Общества:
Стратегия РГО, утвержденная 06.07.2012 г.: «Ключевой целью Русского географического общества является консолидации сил и стремлений российского общества в деле изучения и популяризации географии и смежных наук для реализации творческого потенциала страны и ее граждан», а также раздел «Цели и задачи» — п. 2: «Популяризация … исторического и культурного наследия России как предмета национальной гордости» и п. 5: «Привлечение внимания…общественности …для развития туризма в России»
Актуальность:
В настоящее время все более активным становится местный, краеведческий туризм. Молодежь осваивает новые направления и формы туризма: экстремальный туризм, творческие фестивали и мастер-классы, семейный туризм с привлечением детей к интерактивным формам ознакомления с окружающим миром и т.д. В Свердловской области за рамками популярных маршрутов остается еще немало достойных объектов, в том числе, архитектурных и культурно-исторических. Многие из них нуждаются в сохранении и популяризации
Социальная значимость:
1.Развивающийся местный туризм является эффективной формой патриотического воспитания молодежи и утверждения традиционных культурно-нравственных ценностей.
2. Привлечение внимания к памятникам архитектуры, истории и культуры, их туристическое освоение может дать им новую жизнь.
3. Студенты УралГАХА способны творчески отразить привлекательность памятников промышленного наследия Урала и предложить варианты их использования, подчас оригинальные.
Проекты-аналоги в России и мире:
1.РГППУ (Екатеринбург). Проект «Забытые памятники Урала»
2.Фестиваль-пленэр «Арт-Чусовая» (п.Староуткинск, Свердловская обл.)
3.Фонд сохранения культурного наследия «Достояние поколений» . Проект «Мир путешествий»
4.ВООПИК. С-Пб городское отделение. Круглый стол 01.11.2011. «Новая жизнь в старых стенах. Реконструкция объектов промышленной архитектуры»
5. «Земля и небо Водлозерья» — СПГХПА им. Штиглица 6.Опыт New Lanark Conservation Trust (Шотландия) и др.
Целевая аудитория, на которую ориентирован конечный результат проекта:
1. Сфера туризма: туристические фирмы и собственно туристы (освоение новых направлений, объектов, форм туризма)
2. Администрация — местная и областная (социально-экономическое и культурное развитие территории)
3. Местная общественность: краеведы, педагоги, работники культуры и т.п. (воспитательный, общекультурный, информационный эффект мероприятия)
4. Художники, фотографы (эстетическая привлекательность новых объектов)
5. Студенты УралГАХА (патриотическое воспитание, самореализация)
Содержание работ по проекту:
1. Отбор мест проведения пленэра. Критерии отбора: • привязка к наиболее характерным историческим отраслям уральской промышленности (горно-рудная, лесная, металлургическая и т.п.); • наличие старинных промышленных сооружений разной степени сохранности, не являющихся популярными у туристов (домны, плотины, эстакады, заводские корпуса и т.п.); • привлекательное природное окружение (характерный уральский ландшафт, экологическое благополучие района)
2. Организационная подготовка поездок: • график и маршрут поездок, • транспорт, • прием на местах (питание, размещение, общение с местными жителями, выставка), • материальное и финансовое обеспечение пленэра (необходимое оборудование, материалы) и документальной фото- и видеосъемки, • оформление договорной и финансовой документации, • формирование пленэрной группы, способной отразить объекты в графике, живописи, фотографии, а также вести хроникальную видеосъемку, теоретическая подготовка участников; • подготовка к встрече с местными жителями, переписка, формулировка вопросов для обсуждения.
3. Исследовательские пленэрные поездки: • экскурсия на месте; • пленэр, фотографирование объектов; • презентация работ и встреча с местными жителями, • фото- и видеосъемка всех этапов поездки.
4. Подготовка отчетов о поездках: • формирование электронный альбом фотографий и фонд пленэрных этюдов и зарисовок (и их электронных фотокопий) по окончании каждой поездки; •формирование текстов с описанием поездки и впечатлений от нее; •сохранение видеоматериалов.
5. Итоговая презентация проекта: •подготовка выставки фотографий и пленэрных работ, а также творческих работ, исполненных позднее, на базе этюдов и представляющих возможный образ объектов в будущем; •издание альбома; •монтаж видеофильма, рассказывающего о проекте; •приглашение на презентацию представителей областной администрации, туристических фирм, местных жителей населенных пунктов, включенных в проект, заинтересованных общественных организаций (молодежных, краеведческих, просветительских и т.п.) •проведение собственно презентации: торжественное открытие выставки, показ видеофильма, демонстрация альбома, награждение наиболее активных участников проекта и т.п.; •публикация информации о проекте в СМИ.
Открытая группа
Активность: 9 лет назад