Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Был ли «рад скомра́х о своих домра́х»?

Первые сведения о струнных инструментах, аналогичных домрам, на Руси относятся к 903-912 годам – ко времени до крещения Руси и принятия христианства. Назывались ли они «домро́й», нам теперь неведомо.

То, что домра́ в ХVI-ХVII столетиях была на Руси одним из самых распространенных инструментов, это общепризнанный факт, отмеченный во всех исследованиях о древнерусской домре́. Пословица «рад скомра́х о своих домра́х» сложена во времена широкой популярности у населения России этого музыкального струнного щипкового инструмента о четырех (а также пяти и шести) жильных струнах с короткой шейкой грифа и округлым корпусом.

Однако, с точки зрения царствующей династии Романовых, в лице «Великого Государя и царя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца» (1645-1676) и Русской православной церкви – игра на домре́ и других «гудебных бесовских сосудах», «орудиях песен сатанинских» и «богомерзких игрищ» была серьезным преступлением. Об этом говорят царские Указы 1648-го и более поздних, до 1657-го, годов. «Не только за игру, но даже за хранение домры́ грозила тюрьма, ссылка и другие суровые наказания» (М. И. Имханицкий).

В результате скоморохи, носители языческих традиций и древнерусского репертуара, эти профессиональные музыканты средневековой Руси, оказались вне закона, стали гонимыми и попираемыми в правах. Последствия были таковы, что в России на рубеже ХVII-ХVIII веков не было уже ни скоморохов, ни домр. На два с половиной столетия слово «домра́» и «домрачей» ушли из словесного лексикона россиян.

О до́мре вспомнили лишь в конце ХIХ века, когда В. В. Андреев создавал свой «Великорусский оркестр» народных инструментов. Искали по городам и весям России старинные экземпляры домр, гудков – не нашли. Искали изображения этих инструментов в старинных книгах – безрезультатно. Встречались только упоминания, что были эти инструменты – и более ничего. Тем не менее из скудных отрывочных сведений удалось составить некий «фоторобот» бесследно исчезнувшей до́мры, выявить некоторые ее характерные конструктивные черты.

Инициатором идеи возрождения до́мры как важнейшего инструмента русского народного оркестра был А. С. Фаминцын (1841-1896). В реконструкции трехструнных до́мр деятельно участвовали: мастер С. И. Налимов (1857-1916), изготовивший в 1896 году первые экземпляры до́мр, и Н. П. Фомин (1864-1943), автор реконструкции строя современной малой трехструнной до́мры, а также альтовой и басовой до́мр, он же автор рациональных мензур этих музыкальных инструментов. Струны – стальные.

В 1907 году Г. П. Любимов (1882-1934) выдвинул идею создания четырехструнной до́мры-прима со скрипичным строем. Идею в 1908 году реализовал в первых инструментах московский мастер С. Ф. Буров. Затем были разработаны четырехструнные тесситурные разновидности домр: пикколо, прима, альт, тенор, бас. Струны также стальные.

Так начиналось возрождение, а точнее сказать, новое рождение современной домры. Ныне это оркестровый набор – от до́мры-пикколо до домры-контрабас. Их тесситуры для трехструнных домр: пикколо, малая, альт, бас, контрабас. Для четырехструнных до́мр: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. Это инструменты пяти категорий качества звучания, рассчитанные на выступления в крупных концертных залах. Четко установлен строй каждого инструмента. Для домр и домровых составов имеется многочисленный концертный нотный репертуар – заново сложившаяся в ХХ столетии современная трехступенчатая школа обучения и исполнительства.

читать далее

 

Поделиться 

Перейти к верхней панели