Вид с северо-востока на г. Янгалесос. Фото В. Волоковы
«возможно гора Сньки-Хусап была Священна» и «предположительно, гора является памятником верования манси с эпохи матриархата как ландшафтное Святилище. На массиве могло быть каровое озеро, имевшее особую сакральную значимость». Уважая духовные ценности мансийского народа, высказанные даже в предположительной форме, я вынужден заметить, что в районе горы Сянькихусап отсутствуют каровые структуры. На седловине между северным торцом хребта Маньхамбо и южной оконечностью южного отрога горы Сянькихусап имеется небольшое озерцо. Но на указанной седловине отсутствует даже намек на присутствие кара. Однажды мне пришлось ночевать на берегу этого озерца, вокруг которого растет еловый лес. А сама седловина — совершенно плоская.
Со своими друзьями мне удалось пройти по линии Главного Уральского водораздела по горе Сянькихусап и ее южному отрогу, на котором находится большое количество скальных останцев. Такая реальная ситуация позволяет высказать следующее пояснение названию горы. Сныг-Хоссуп-Сяхл ‘Гора, [у которой на] кончике носа [отроге находится каменная] метла (веник)’, от сныг ‘кончик носа’ и хоссуп ‘метла, веник’, сяхл ‘гора’. Действительно основная масса скальных останцев находится на южном отроге горы — как «на кончике носа». И смотрятся эти каменные руины как огромная фигура, где над скоплениями скал вертикально возвышаются отдельные плоские плиты, высотою около 10 метров и более, создавая вид «метлы-веника». В итоге, название горы точно отражает реальные особенности ее структурного внешнего вида.
Истоки р.Печоры лежат на западных склонах горы Пēчар--Талях-Сяхл ‘ [Высшая] гора в истоках реки Печоры’. Севернее этой вершины на ли
Таежные дали около г. Сянькихусап. Фото А. Королева