Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Гиены остаются одними из самых недопонятых хищников. В сознании людей гиены, чаще всего, – подлые падальщики, ворующие еду у других хищников, в том числе у «благородных» львов, королей джунглей. В реальности всё намного сложнее и интереснее.

Среди четырёх ныне живущих видов гиен самые распространённые – пятнистые гиены. Они живут большими группами, до 120 особей. В этих кланах царит матриархат – самки по размерам не уступают самцам и имеют более высокий социальный статус. Они действительно не гнушаются падалью, но большую часть своей добычи – антилоп гну, зебр и других крупных травоядных – пятнистые гиены добывают активной охотой. И нередко бывает так, что львы отбирают добычу у гиен, если успевают до неё добраться. Гиены почти всегда едят группами в 20–30 особей, и могут практически полностью утилизировать тушу буйвола за 10–15 минут вместе с кожей, шерстью и даже костями. В этом им помогает ряд приспособлений для эффективного дробления костей – череп с мощным саггитальным гребнем и крупные конусовидные зубы . Два других вида – полосатые и бурые гиены – тоже могут питаться костями, но имеют более мелкие размеры, охотятся и живут преимущественно поодиночке. Полосатые гиены – это единственный вид гиен, который населяет не только Африку, но небольшую часть Южной Азии. Четвёртый представитель семейства гиеновых – земляной волк сильно отличается от остальных гиен и питается почти исключительно термитами.

Череп пятнистой гиены. Фото Гимранов Д.О.

При этом ареал гиен в прошлом был намного шире. В позднем плейстоцене, 30 000–50 000 лет назад, всю Северную Евразию, в том числе и Урал, населяли пещерные гиены, ближайшие родственники современных пятнистых гиен, отличающиеся от них более крупным размером. Первые находки останков гиен в пещерах Урала были сделаны в первой половине XX века Валерианом Иннокентьевичем Громовым. За последние 50 лет открыто большое количество местонахождений с останками пещерных гиен благодаря работе экспедиций Института экологии растений и животных РАН под руководством Смирнова Н.Г., Бородина А.В. и Косинцева П.А.

Реконструкция внешнего вида пещерных гиен. Рисунок Романа Евсеева.

 

Кости пещерных гиен в общей сложности были найдены в 13 пещерах Южного и Среднего Урала. Последнее найденное местонахождение – пещера Тип-Тугай, расположенная на территории национального парка «Башкирия» около деревни Кутаново. Эта пещера интересна в первую очередь тем, что в позднем плейстоцене она использовалась гиенами как логово. Для нашего региона это уникальное открытие, т. к. до настоящего времени логова гиен на Урале не были описаны. В пещере было найдено большое количество отдельных зубов, челюстей и костей конечностей пещерных гиен. Большая часть этих останков принадлежала молодым особям возрастом от двух месяцев до года.

Фрагменты нижних челюстей пещерных гиен из пещеры Тип-Тугай. Фото Хантемиров Д.Р.

 

В пещере Тип-Тугай также есть и следы деятельности пещерных гиен. Почти все кости мамонтов, шерстистых носорогов, гигантских оленей и других крупных травоядных погрызены гиенами . Гиены питаются, как правило, самыми питательными частями костей, эпифизами с суставными поверхностями и костным мозгом, а плотные средние части костей получают шанс захорониться. Некоторые особо обглоданные фрагменты костей в прошлом были «игрушками» для детёнышей пещерных гиен, своеобразными тренажерами, на которых они учились пользоваться своими зубами  для дробления костей.

Фрагменты костей крупных травоядных со следами зубов гиен из пещеры Тип-Тугай; а – таранная кость шерстистого носорога; б – метаподия гигантского оленя; в – метаподия верблюда; г–е – обглоданные «игрушки» детёнышей гиен. Фото Хантемиров Д.Р.

 

На основе этих находок мы можем сказать, что гиены использовали пещеру Тип-Тугай как натальное логово – они рожали и выращивали там своих детёнышей. Пещерные гиены, как и современные пятнистые, были матерями-одиночками, из-за чего им приходилось оставлять своих детёнышей одних, когда они отправлялись искать себе пропитание. Поэтому они предпочитали рожать и растить своих детёнышей в норах, куда не могли добраться другие хищники, в том числе и другие гиены. Узкие проходы пещеры Тип-Тугай как раз и служили такими убежищами.

Также стоит отметить, что в пещере не было ни костей древнего человека, ни следов его жизнедеятельности. Это довольно обычное явление, т. к. гиены и люди редко уживались с друг другом. Если их кости и находят в одном месте, то чаще всего в слоях разного возраста. Существуют косвенные свидетельства охоты гиен на человека, но это скорее исключение, чем правило. Такая взаимная неприязнь неудивительна, ведь большую часть своей совместной истории гиены и люди были конкурентами.

Когда древние люди стали питаться мясом, они начали «претендовать» на экологическую нишу гиен – наши предки могли сами охотиться, но довольно часто отбирали добычу у крупных хищников. Можно сказать, что гиены и люди влияют друг на друга на протяжении последних как минимум 2 млн лет. Возможно, как раз поэтому в человеческом обществе исторически сложилось предвзятое отношение к этим животным.

В пещере Тип-Тугай также есть единичные находки пещерных львов. Они были ближайшими родственниками современных африканских львов, занимали схожие экологические ниши и тоже конкурировали с гиенами за туши травоядных. Мы не можем точно сказать, как выглядело это противостояние в позднем плейстоцене, но можно предположить, что именно гиены занимали доминирующее положение в гильдии крупных хищников благодаря своим крупным размерам, а львам приходилось довольствоваться тем, что удавалось отобрать у гиен.

 

Находки в пещере Тип-Тугай расширяют наше понимание о распространении и экологии уральских гиен, однако нам многое ещё предстоит узнать. Использование методов изучения микрорельефа зубов, изотопного состава костей и ДНК пещерных гиен позволят нам в недалёком будущем узнать ещё больше подробностей жизни этих удивительных хищников.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели