Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Антропогенная нагрузка

О результатах мониторинга особо охраняемых природных территорий областного значения

Озерко Карасики.

Как выяснилось, мониторингом состояния природной среды особо охраняемых природных территорий мы занимаемся уже почти четверть века!!! Началось всё с разработки системы комплексного мониторинга, в 2003 и 2004 – её апробация в природном парке «Оленьи ручьи» и национальном парке «Припышминские боры», затем – детальная проработка методик мониторинга, его корректировка, а, после утверждения Правительством Свердловской области, с 2012 года – уже ежегодные исследования на территории самых разных ООПТ Свердловской ( и не только) области.

Тропа здоровья.

Кстати хочется напомнить, что на территории Свердловской области в настоящее время 536 ООПТ, и их общая территория  составляет 7,53%  от территории  области. Это:

1) ООПТ федерального значения:

2 государственных природных заповедника;

1 национальный парк;

2 ботанических сада;

2) ООПТ областного значения:

4 природных парка;

56 заказников;

425 памятников природы;

19 лесных парков;

3 дендрологических парка и ботанических сада;

3) ООПТ местного значения:

11 городских парков;

9 памятника ландшафтной архитектуры;

2 парка-выставки;

2 охраняемых природных ландшафта.

Юго-восточная часть парка.

Каждая из перечисленных категорий ООПТ имеет свои собственные особенности, но при этом в целом у всех общая основная задача – охрана, контроль и изучение состояния природных комплексов и их составляющих, поддержание естественного биоразнообразия биоты охраняемой территории. Наряду с ней, немногим уступая по значимости, есть ещё одна – создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях (рекреация не разрешается только в заповедниках).  Совершенно, казалось бы, исключающие друг друга задачи.

Можно ли  успешно сочетать сохранение природы и развитие туризма, рекреации, разного рода экскурсий и всего такого прочего? Понять это – и есть основная цель комплексного экологического мониторинга состояния природной среды охраняемых природных территорий. И вот, после почти четвертьвековой работы мы можем дать вполне определенный ответ – можно!!! Правда, для этого, прежде всего,  надо определить и выделить специальные рекреационные зоны, обустроить их: проложить тропы, площадки для отдыха, санитарные сооружения (под кодовым названием «туалеты»), и, конечно, – следить, следить и следить за порядком и чистотой. Но не только. Необходимо отслеживать происходящие в природных комплексах изменения: природа динамична  и непостоянна. Без контроля можно пропустить тот момент, когда происходящие изменения станут фатальными и необратимыми.

Юго-восточная часть парка.

Для оценки рекреационного воздействия определены 4–5 основных направлений исследований:  контроль состояния растительных сообществ, населения птиц, индикаторной группы видов наземных беспозвоночных – рыжих лесных муравьев, сообщества дереворазрушающих грибов, и, при оценке состояния водоемов, – населения донных беспозвоночных. Все эти сообщества очень чутко реагируют на воздействие любых внешних факторов, в том числе  рекреационной и туристической нагрузки.
Работая на ООПТ самых разных категорий – от Висимского заповедника (его охранной зоны)  до памятников природы и лесных парков, находящихся в границах Екатеринбурга, мы установили, что за пределами рекреационных зон  и прилегающих «приграничных» участков природные комплексы сохраняют свой относительно ненарушенный облик. Конечно, невозможно говорить об их абсолютной первозданности. И эти не тронутые человеком территории  постепенно меняют свой облик, поскольку невозможно остановить естественное  распространение чужеродных видов растений (семена переносятся ветром, птицами) и постепенное расселение видов животных, сопутствующих человеку.

Чем ближе ООПТ к урбанизированным территориям, тем труднее сохранять природные комплексы в их естественном состоянии. Так, в Шарташском лесном парке,  который уже не просто граничит с городом, а практически находится в его черте, антропогенное воздействие на рекреационных участках оценивается как «очень сильное».

На значительной части его площади (около трети) население птиц по структуре соответствует более населению птиц городских кварталов, нежели естественному природному комплексу; изменился состав и растительных сообществ: многие лесные виды растений исчезли, их постепенно замещают синантропные.

Тропинка в западной части лесного парка.

Свою печальную роль для естественных растительных сообществ Шарташского лесного парка сыграла и интродукция – внесение несвойственных растений при искусственном озеленении территории рекреационных зон: нередко они просто-напросто вытесняют местные виды.

И тем не менее!.. Стоит подальше пройти по Тропе здоровья, прогуляться по отдалённым уголкам Шарташского лесного парка – к каменному карьеру и ещё чуть подальше – тут вам и всё естественное биоразнообразие – и черника, и сосны, и подрост, всё, как положено!!! – «Малонарушенная природная территория»!!!

Один из самых наглядных методов, который мы применяем при контроле состояния природной среды – метод повторных ландшафтных фотографий, фиксирующих состояние постоянных площадок наблюдений с одной и той же позиции на протяжении ряда лет. Сравнение полученных в разные годы изображений позволяет выявить и документально зафиксировать произошедшие  изменения.

В результате сопоставления снимков, сделанных в рекреационной зоне Шарташского лесного парка, установлено, что в период с 2020 по 2023 год практически на всех площадях, подверженных антропогенному воздействию, проективное покрытие травянистого яруса уменьшалось, увеличивались пятна оголённого грунта, обилие различимых на фотографиях видов – индикаторов антропогенной нагрузки (клевера ползучего и подорожника большого) по годам изменялось. При этом на контрольных, не затронутых рекреацией участках, из года в год никаких принципиальных изменений не зарегистрировано!

 

И вот довольно-таки оптимистичный вывод – сохранение природных комплексов ООПТ любых категорий возможно, только для этого необходимо  чёткое планирование охраняемой территории с выделением специальных рекреационных зон;  наличие хорошо развитой полноценной рекреационной инфраструктуры на специально выделенных участках, предназначенных для отдыха и туризма;  грамотная информация об ООПТ, их целях и задачах.  Нужна, по нашему мнению,  и  популяризация сведений о проводимых исследованиях состояния ООПТ и их результатах, о чём мы и хотим поговорить на страницах журнала в следующих номерах.

Повторные ландшафтные фотографии одной из постоянных площадок наблюдений.

2019
2020
2021
2022
2023

 

Вернуться в Содержание журнала 



Перейти к верхней панели