Забытая страница строительства Уральского научного центра
«Мигранс» и «Мечта»
Весной 1971 года, перед окончанием первого курса Свердловского мединститута, мы с ребятами раздумывали, где и как провести предстоящий «трудовой семестр». Хотелось немного заработать, почувствовать себя взрослыми.
Именно тогда в нашем институте были созданы два новых студенческих строительных отряда, человек по 30, в состав которых многие из нас и влились: ССО педиатрического факультета «Migrans», что в переводе с латинского означает «мигрирующий», «переезжающий» (в его руководстве были мои старшие по возрасту одногруппники: командир – Александр Мяличкин, комиссар – Александр Орлов, врач – Галя Бурда) и ССО санитарно-гигиенического факультета «Мечта» (командир – Гельмут Шрайнер). Оба отряда состояли исключительно из только что перешедших на второй курс студентов-медиков.
В окрестностях совхоза «Свердловский»
На место предстоящей работы, в район Гореловского кордона (нынешний жилой массив Краснолесья), наши квартирьеры выехали в конце июня. Название места одни связывают с владениями якобы жившего тут некогда помещика Горелова, другие – со здешними торфяниками. Я тогда ещё смутно представлял себе, чем мы будем заниматься. Через неделю, в первых числах июля, получили новенькую форму бойцов студенческого стройотряда с нашивками «УНЦ АН СССР». Оказалось, что едем на строительство первых объектов Уральского научного центра. ЦК ВЛКСМ объявил возведение УНЦ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
До площадки добирались через Вторчермет, далее путь лежал в направлении посёлка совхоза «Свердловский», от которого преодолеть оставалось ещё около двух километров. По приезде – ни митинга, ни каких-то других торжественных мероприятий…
Что собой представляла в то время эта площадка? Расчищенное место среди обширного соснового леса. Никаких построек пока что не было. Стоял башенный кран. Нашим отрядам поставили задачу: за два летних месяца возвести по одноэтажной кирпичной коробке (административное здание и гараж). Примерно через неделю на стройплощадку прибыли студенты одного из техникумов Перми (кажется, будущие механики). Все мы жили в едином палаточном городке, по 5–6 человек в палатке. Особых бытовых проблем в связи с этим не испытывали. Да и погода чаще, всё-таки, благоволила.
Здесь вырастет Академгородок
В поисках свидетельств участия студентов в строительстве УНЦ пришлось обратиться в архивы нескольких учреждений. Результат оказался неутешительным. К примеру, из ГКУСО «Центр документации общественных организаций Свердловской области» пришёл такой ответ: «На Ваш запрос о предоставлении сведений об участии ССО «Мигранс» и «Мечта» Свердловского медицинского института в строительстве Уральского научного центра в 1971 году сообщаем, что в протоколах заседаний бюро комитета комсомола Свердловского медицинского института за 1971 год сведений о ССО «Мигранс» и «Мечта» не выявлено».
После этого я отправился в Екатеринбург, в областную научную библиотеку Белинского, чтобы поднять старые газеты. И надежды оправдались: нашёл материалы, однозначно указывающие, что первыми строителями Уральского научного центра являлись бойцы ССО «Мигранс» и «Мечта» Свердловского медицинского института, а также ССО «Импульс» Пермского механического техникума. Так, газета «Уральский рабочий» уже в первых числах июля сообщала: «Целый научный городок появится в ближайшие годы на юго-западной окраине Свердловска, в районе Гореловского кордона.
Здесь будут возведены лабораторные корпуса института органической и неорганической химии, технической кибернетики, геофизики, физико-технических проблем энергетики, засверкают стёклами многоэтажные жилые дома, кинотеатры, Дворец культуры. Это будет современный архитектурный ансамбль с максимумом удобств для научной работы и отдыха. А сейчас на месте будущего Академического городка среди красавиц сосен раскинулся палаточный. Третий – трудовой – семестр начали здесь студенты Свердловского медицинского института…».
Осваивая новые специальности
На стройплощадке бойцы «Мигранса» разом превратились в каменщиков, подносчиков раствора, разнорабочих. Двое – невысокий, щупловатый уроженец Коми АССР Валера Попов и внешний его антипод, рослый свердловчанин Саша Полежаев – стали стропальщиками. Среди новоявленных каменщиков отряда отличные результаты показывал Женя Вебер. Я, к примеру, подавал раствор, иногда выполнял функции забутовщика. От строительно-монтажного управления к нам прикрепили крановщика и пару профессиональных каменщиков, а ходом всех работ руководил прораб.
Конечно, за прошедшие пять с лишним десятилетий многое из памяти выветрилось, но основное осталось: напряжённая работа, вечерние посиделки с песнями у костра. Молодёжная газета «На смену!» писала в то время: «Ребятам из отряда «Мигранс» СГМИ выпала честь заложить первый кирпич Уральского научного центра. Валера Оленин, студент-строитель этого отряда, раньше не работал каменщиком. Но он быстро освоил эту специальность, и сейчас кирпичи из его рук легко ложатся в стену. Не отстают и его товарищи: Витя Катыров и Володя Горенков. За два дня, которые они работают на кладке, стена заметно выросла и теперь можно уже угадать контуры будущего здания. Ребята из отрядов «Мечта» СГМИ и «Импульс» Пермского механического техникума сейчас заняты на земляных работах: идёт закладка фундамента».
«Запомните – они были первыми…»
Встретиться с нами однажды приехал сам академик Сергей Васильевич Вонсовский, за четыре месяца до этого возглавивший созданный в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Уральский научный центр.
Он рассказывал о важности стройки, ведь со временем здесь сконцентрируется весь цвет уральской науки. Прибывший с ним фотограф сделал на память коллективный снимок. После той встречи мы отчётливее стали осознавать свою причастность к большому делу. Изредка наведывались и журналисты. На одной из центральных радиостанций даже вышел сюжет. А спустя месяц после начала строительства своими впечатлениями поделился корреспондент всё той же областной газеты «На смену!»:
«Секретарь учёного совета президиума Уральского научного центра Игорь Сергеевич Денисов сказал:
– Началом стройки Уральского научного центра можно считать 2 июля этого года – день приезда ССО. Запомните – они были первыми: ССО «Мигранс» и «Мечта» Свердловского медицинского института, ССО «Горизонт» Уральского политехникума, ССО «Импульс» Пермского механического техникума.
Над островерхими пирамидами палаток бьётся на высокой тонкой мачте огненным язычком флаг. Говорят, у людей, бурящих скважины к газовым месторождениям, есть традиция – зажигать факел, добурив до газоносного пласта. Я видел фотографии этого события. И факел газа на конце тонкой высокой трубы чем-то неуловимым напоминал флагшток объединённого отряда «Юность».
Первым мне попался навстречу командир пермяков Миша Шуленков. Его лицо было сожжено на солнце почти дочерна, а слова обычны, только полны какой-то скрытой энергии (…). Сейчас отряд пермяков готовит опалубку для будущего производственного здания. Немного поодаль «Мигранс» и «Мечта» усердно пыхтели над кирпичной кладкой. В наш разговор врывались рычание бульдозера и басовитое гудение самосвалов. Бетонный узел, обслуживаемый парнями из «Мечты», бесперебойно снабжал каменщиков раствором.
– Пока хватает 45 замесов в день, – сказали ребята из «Мечты». – Вот практикуемся ещё в кладке, и наверняка потребуется больше. Сейчас для нас главное – качество, и потому 8 каменщиков дают 12 кубометров кладки в день…
Будет – 160 гектаров академгородка, треть из них – зелёные насаждения. Есть – гул Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Сейчас же закладывается рациональное зерно большого фронта работ – гараж, электромеханические мастерские, промышленные здания, бетонный узел.
И колыбель грандиозных будущих объёмов работ качают студенческие руки. Очень неумелые вначале, очень гордые важностью своего дела, своего начала. Из зелени лесов, из ночных туманов вырастут большие и светлые корпуса институтов, стрелы проспектов и уютные дорожки. Какие могут быть сомнения!».
Радость, омрачённая трагедией
Тем не менее, не всё обстояло столь удачно и романтично. Случались ЧП, не обошлось, к сожалению, и без трагедии. Так, единственный имевшийся в нашем распоряжении кран был не совсем исправен. Иногда он непредсказуемо реагировал на команды крановщика, из-за чего наш стропальщик Валера Попов дважды попадал по-настоящему в драматические ситуации. Оба раза, ещё не успев отцепить груз, Валера вдруг взмывал вместе с ним вверх, на высоту деревьев, где зависал на несколько минут, пока кран снова не начинал слушаться машиниста. Мы снизу со страхом наблюдали за происходящим. К счастью, оба случая закончились благополучно. Потом перепуганный крановщик, спускаясь, матерился, на чём свет стоит: дескать, не хочу, чтобы меня посадили. Отказывался работать на этом кране, но другого не было…
На стройке был создан вокально-инструментальный ансамбль. В качестве комиссара сводного отряда к нам направили студента-третьекурсника УПИ по имени, кажется, Сергей. Он и раздобыл где-то музыкальные инструменты. Кроме меня и Сергея в ансамбле играл на бас-гитаре Сева Чикунов (в недавнем прошлом – известный екатеринбургский музыкант). Пару раз выступали в роскошном по сельским меркам здании ДК совхоза «Свердловский». Хозяйство по тому времени считалось богатым. А аппаратуру нам помогал чинить паренёк из пермского отряда. Вот с ним-то, через месяц после начала строительства, и случилась трагедия, о которой я не могу забыть. Питались мы тогда в столовой, располагавшейся возле нынешнего Южного автовокзала Екатеринбурга. За каждым отрядом на стройплощадку приходил свой автобус. Он же доставлял бойцов обратно. Дорога в один конец занимала не менее получаса. Однажды, после обеда, ребята-пермяки бросились толпой к своему прибывшему автобусу, когда тот ещё не остановился. Под колёса и попал тогда их сокурсник. После гибели бойца отряд пермских студентов сразу был расформирован. Велось расследование…
К концу августа наш ССО «Мигранс» в основном завершил строительство своего объекта. В приподнятом настроении, довольные полученной зарплатой, мы с моим приятелем Володей Горенковым ехали к нашим родителям в Каменск-Уральский. Было мне тогда семнадцать. По причине юношеской безалаберности и по недомыслию свидетельств участия в той стройке я не сохранил. Недавно попытался связаться с бывшими однокурсниками, но за давностью лет и они утратили, что имели.
В качестве заключения
Спустя годы должен уточнить ещё один момент. На сайте Челябинской области chel-portal.ru, в статье «Студенческие строительные отряды», обнаружил буквально такую фразу: «В 1971 ССО ЧПИ в составе сводного отряда 4 городов Урала (Пермь, Свердловск, Тюмень, Чел.) принял участие в закладке первых корпусов Урал. научного центра АН СССР в Свердловске». Однако ни челябинцы, ни тюменцы (как и упомянутый в одной из статей ССО «Горизонт» Уральского политехникума) по какой-то причине тогда не приехали, а потому участия в закладке первых корпусов УНЦ не принимали.
Какова дальнейшая судьба построенных нами зданий, мне неизвестно. Больше бывать там не доводилось. Следующие два летних сезона я провёл в составе другого отряда. А в 1976-м, окончив институт, уехал по распределению в Свердловск-45 (Лесной).
В самый канун развернувшейся в стране перестройки я на какое-то время снова оказался в «большом» Свердловске. На улице неожиданно увидел проходивший мимо маршрутный автобус с табличкой: «УНЦ – Железнодорожный вокзал». Нахлынуло тёплое чувство внезапной встречи с прошлым – уже довольно далёким, но одновременно близким и дорогим.
Академгородок на юго-западе уральской столицы так и не возник. По отдельным сведениям, в микрорайоне УНЦ вместо пятнадцати институтов Уральского отделения РАН в настоящее время расположены только четыре.