Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Казалось, так будет всегда. Тихие переулки, зелёные лужайки, палисадники, кусты сирени, покосившиеся ограды, ворота c железными кольцами — привязывать лошадь, дружные дымки из печных труб в морозный день… Могучие тополя, видавшие, быть может, и писателя Мамина-Сибиряка, и знаменитых механиков Черепановых, и хозяев всего вокруг заводчиков Демидовых. Мы не задумывались об истории, не представляли себе уникальности того, что было рядом. Лишь
много позже, когда в который уже раз вешние воды унеслись за далекие тёмные горы, а на месте нашей родной улицы взгромоздились безликие многоэтажные монстры, наступила пора переоценки ценностей, пробудился интерес к безвозвратно уходящей старине. Пришло и понимание своеобразия, неповторимости данных народом названий: улицы Балагуровка, Забегайка, Тестянка, Жеребячья, Тагильский Криуль (где ещё есть такие?); Вогульские Кузницы, речка Баранча, видавшая Ермака, скала Медведь-камень, село в окрестностях с разбойничьим названием Шайтанка…
Ближайшей к реке была Нижняя Ерзовка (позднее названная 3-й Комсомольской улицей, а в 1942
году ей дали имя полярника Папанина). Она шла дугой, следуя вдоль речной излучины. На противоположном берегу располагался завод с его доменными печами, копотью, лязгом железа, свистом пара. Нижняя Ерзовка начиналась неподалеку от плотины городского пруда, где с шумом изливались выпускаемые через плотинные затворы водопады…
Улица насчитывала в начале XX века примерно шесть десятков домов, в большинстве своём одноэтажных, бревенчатых. Правда, ближе к заводоуправлению стояло несколько зданий повыше; в одном из них в 1862 году был открыт небольшой театр.  В 1944 году построили высокий и длинный металлический переход через реку и завод, взамен старого деревянного. Новый мост, сохранивший название своего предшественника — Горбатый, соединил центральную часть города с районом
Ключи, где в прежние времена жили преимущественно кержаки (старообрядцы).
Средняя Ерзовка была значительно шире Нижней, она состояла из двух прямолинейных участков с
небольшим поворотом на перекрестке с Синицыной улицей (теперь ул.Ломоносова). На этой старой улице насчитывалось свыше пятидесяти домов (на плане 1930-х годов последний дом имел номер 55). В августе 1931 года Средняя Ерзовка стала 2-й Комсомольской улицей, в декабре 1942 превратилась в улицу имени Островского (автора романа «Как закалялась сталь»).
Самой оживлённой и прямой являлась Верхняя Ерзовка. Такой же ширины (до 30 метров), как Средняя, она служила началом транспортной магистрали: шла к Маральскому мосту и переходила за ним в Максимильяновский тракт. В годы советской власти, когда кому-то не понравилось название, Верхняя Ерзовка стала 1-й Комсомольской, затем просто Комсомольской улицей; на единственном уцелевшем здании и по сей день можно увидеть табличку с такой привычной когда-то надписью.
На этих памятных многим улицах жили и мои предки.



Перейти к верхней панели