Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

На полу привходовой части встречаются останки ископаемых животных, большей частью — в виде костной щепы. Конечно, случались и более интересные находки. В конце просторной привходовой галереи стоит мощный ступенчатый сталагмит «Пагода». Высота его порядка 2 метров. Ему не страшны перемены климата. Отломать и унести его с собой сложно. Поэтому он хорошо сохранился.
В 20 метрах за «Пагодой» располагаюсь на ночевку в уютном гротике. Поставил палатку, чтобы не капало с
потолка на спальник и, как говорят, на морду лица. Только погасил свечи и залез в мешок — послышались звуки шагов, скрип ступенек расположенной неподалеку деревянной лестницы и т.д. Высунул из палатки голову, прислушался — тишина. Кроме звуков падающих капель, ничего нет. А поначалу жутковато было. Видимо, переутомился за день.
Проснулся с ощущением предстоящего подвига. На сегодня у меня запланирован поход вглубь пещеры. Она большая, но технически (по крайней мере — основная часть) не очень сложная. Ползать на животе не надо, почти все идется «в рост». На основном маршруте путь осложняет (но также и сдерживает разрушительный напор толп экскурсантов) 14-метровый колодец. Взял с собой два фонаря (один — про запас), веревку для колодца, пуховку и пенку, чтобы при необходимости отсидеться до прихода людей. Ну, и прочее по мелочи.
Очень помогла схема пещеры, ксерокопированная по случаю перед самым отъездом из книги «Карст Башкортостана» вышедшей в Уфе в 2002 г.
Ниже колодца в мае 2001 все было затоплено. Одно озеро мы тогда обошли, второе — не смогли, повернули
обратно. Сейчас — благодать, и намека нет на какую-то воду. Пол, конечно, неровный. Нагромождения глыб. Приходится по ним лазить, где-то — искать путь. Но в целом все просто — держись магистральной галереи, и придешь, куда надо.
Ухожу по ней все дальше. Периодически складываю турики, чтобы легче было выйти обратно. Начался выраженный спуск. Нахожу это место на схеме-разрезе. Соображаю, что нахожусь уже где-то в конце основной части, вблизи «Классического» зала. После участка спуска галерея слегка идет на подъем. Пол у нее замечательно ровный, как дно пересохшего ручья, с мелкими камушками. За очередным поворотом открывается знаменитый «Ход атлантов». Ровные, почти параллельные стены уходят на десятки метров вверх.
Напоминает какие-то декорации на тему древней истории и, конечно, очень впечатляет.



Перейти к верхней панели