В Осинском районном музее в Пермской области собран материал о знатном земляке Иване Николаевиче Ожгибесове коммунисте 30-х годов. Современник Павки Корчагина, он повторил его героическую судьбу.
…Жил Иван в прикамской деревеньке Боголюбы. Был веселым парнем, одно слово — деревенский гармонист. А уж обувь шил для сельчан — сносу нет… И случилась беда. Всего 22 года было парню, когда у него отняли ногу — гангрена.
Но не таков был характер у Ивана, чтоб замкнуться в своем несчастье, уйти от людей. Он постоянно — с ними. Ноги нет, но ведь руки-то остались. И по вечерам гармонь его снова веселила молодежь. Когда в деревне создавали комсомольскую ячейку, он первым записался в комсомол, а позднее — в партию.
Иван Ожгибесов стал агитатором за новую жизнь. Работал избачом, кооператором, счетоводом. Ставил спектакли, писал в районную газету заметки и даже сам сочинял стихи, а на праздничных вечерах снова брал в руки гармонь.
Но гангрена продолжает неумолимо его четвертовать. Ему отняли вторую ногу. Но он снова находит в себе силы жить, и не просто жить, а оставаться неутомимым организатором.
Был 1929 год. Когда в Боголюбах организовали колхоз, Ивана Ожгибесова избрали парторгом. Целыми днями пропадал он в поле. Для всех у него находилось нужное слово. Рассказывал о жизни страны и в мире, в минуты отдыха поднимал настроение своей гармонью. Колхозники на руках носили своего любимого парторга.
Однако гармонь пришлось оставить. Отняли руку. Но и после этого Иван Николаевич продолжал работать. Их колхоз «Красные горки» был передовым в районе. Работать плохо рядом с этим человеком было просто невозможно. Люди заряжались его энергией, крепли духом.
В 1935 году в газете «Уральский рабочий» об И. Н. Ожгибесове была напечатана статья «Большевик».
«…Так меня громко — большевиком еще никто не называл,— писал после Иван Николаевич.— Болезнь не сломит мою волю, я все остатки сил отдам партии. Я буду работать до последнего вздоха». Он не считал себя героем.
Но все чаще приходилось ложиться в больницу. Семнадцать операций перенес. И здесь Иван Николаевич не терял даром время, много читал и впервые — «Как закалялась сталь», вел дневник.
Он получал много писем отовсюду. Писали совсем незнакомые люди: «Мужайся, товарищ Ожгибесов. Знай, что ты передовой человек нашей Родины».