Имя А. И. Кулибина мало известно современному читателю. Память о нем как о поэте почти не сохранилась. Тем не менее он вполне может рассчитывать на свое место в истории русской литературы первой четверти X IX века.
А . И. Кулибин— сын талантливого русского механика-самоучки И. П. Кулибина родился в один год с А. С. Пушкиным, в 1799 году. Пятнадцатилетним юношей он поступил в привилегированный Горный кадетский корпус. В этом учебном заведении воспитанники поголовно увлекались театром, по праздникам здесь ставили пьесы И. А. Крылова, Я. Б. Княжнина, Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста, А. С. Грибоедова. И не удивительно, что некоторые воспитанники корпуса стали впоследствии известными артистами, например, В. А. Каратыгин, В. В. Самойлов.
Другим увлечением кадетов была музыка. Горные инженеры после выпуска назначались в дальние края — на Урал, в Сибирь, и музыка призвала была «отвлечь от вредных занятий, кои, при праздности своей, гибельны».
Среди кадетов были и поэты. Такие известные современники-поэты, как Н. М. Карамзин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, часто посещали Горный корпус, интересовались поэтическим творчеством воспитанников А. Кулибина, Н. Языкова, А. Таскина и братьев Бальдауф.
Большое влияние на кадетов оказывали преподаватели А. Д. Марков и в особенности А. А. Никитин, который вел в корпусе риторику, поэзию и мифологию. Писатель Никитин был одним из учредителей Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и секретарем общества любителей российской словесности, которое было просветительной организацией декабристского «Союза благоденствия». Цель общества — возбудить у современников «охоту; к взаимному сообщению полезных мыслей, познание гражданских обязанностей и любовь к отечеству».
Председателем и руководителем Общества был декабрист Ф. Глинка. Вольное общество имело свой печатный орган — «Соревнователь Просвещения и Благотворения». В нем печатались К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Н. Гнедич и А. С. Пушкин. Печатались в журнале и кадеты Горного корпуса. Среди них был и А. Кулибин.
Будущий известный поэт Н. М. Языков, однокашник и друг Кулибина, часто обращался к последнему за советами, отдавал на его суд свои первые поэтические творения. Насколько он ценил мнение товарища, видно из посвященного Александру Кулибину «Послание»:
…Когда я, увлечен мечтой,
Почувствовал огонь поэзии сердечной,
Тебе вверять восторги приходил
И слышал суд твой справедливый.
О! сколь тогда приятен был
Мне дружеский совет, нельстивый!
С каким весельем я с тобой
Поэтов красотой пленялся!
Первое стихотворение А. Кулибина появилось в журнале «Соревнователь просвещения» в 1819 году. Помещая
его, редакция не преминула сделать примечание: «общество с удовольствием помещает стихи сии, в которых виден возникающий талант молодого сочинителя, окончившего курс учения в Горном кадетском корпусе и предназначенного на службу за высокие хребты Рифея». Вывел в свет Кулибина друг А. С. Пушкина барон А . Дельвиг, в то время редактор-цензор отдела поэзии в журнале.
Примечательно и то, что Кулибин начал печататься в одно время и в одном и том же журнале с А. С. Пушкиным. Так, в части VIII «Соревнователя просвещения» было опубликовано стихотворение А. С. Пушкина «На лире скромной, благородной…», а пятнадцатью страницами ниже — перевод с французского А. Кулибина. В этом журнале (в 1819— 1820 годы) было напечатано четыре стихотворения и один перевод с французского А. Кулибина.
Журнал «Невский зритель» опубликовал два его мадригала.
Все дошедшие до нас произведения А . И. Кулибина отменены влиянием русского классицизма и оссианских тенденций. В стихотворениях ощущается налет литературной грусти и печали, отрешенности от мира, хотя поэту в это время было всего двадцать лет:
…один толька я,
Не чувствую в сердце огня,
Печально взираю на мир обновленный:
Несчастному нет и весны во вселенной.
Ах! время прошло
Как волны в теченьи,
И в быстром стремлении
С собой унесло
Веселье и радость на легких крыльях,
Оставя страдальца в тоске и в слезах…
Недаром друзья называли Кулибина «унылым певцом», «печальным поэтом», «томным гением».
Другая тема его поэтического вдохновения — любовь и дружба.
Мой друг! ты был со мной, в те дни очарования,
Когда в очах красавицы младой
Я небо находил,— когда мои желанья,
Вся жизнь моя стремилась к ней одной!
И сердце, полное восторгов неизвестных,
И вся душа была одна любовь!
Однако Н. М. Языков считал, что его друг способен воспеть возвышенное и героическое, он писал, обращаясь к Кулибину:
Ты наделен талантом песнопенья:
Тебе героев воспевать!
Горный кадетский корпус «поэт окончил в 1820 году с Большой серебряной медалью за успехи в науке. Сначала он работал на Урале, а потом в Восточной Сибири. Активно и успешно занимался геологией, минералогией, печатал свои изыскания в специальных научных журналах. В 1826 году составил описание восьмидесяти забайкальских минералов, некоторые из которых были открыты А. И. Кулибиным впервые. Один минерал называли впоследствии в его честь — кулибинитом.
Всего же А . И. Кулибиным, по подсчетам известного библиографа С. А. Венгерова, было напечатано в «Горном журнале» шесть научных статей. Совместно с А. Н. Таскиным И И. Н. Ковригиным им была переведена «Геогнозия» французского геолога Добюйсона.
Что же касается его поэтической деятельности, то, очевидно, после 1820 года он ничего не напечатал. Как писал его друг-поэт Алексей Таскин, Александр Иванович в Забайкалье хотя и писал стихи, но не печатал их. «Он никому не передавал копий с них, а только читал их в кружке товарищей». Поэт был строг к себе. В одном из стихотворений он писал,-что ему «не дан дар чудесный сердца людей гармонией прельщать».
За время службы Александр Иванович Кулибин прошел все горные чины того времени. В конце своей жизни он занимал пост начальника и советника Алтайского Горного управления. За выслугу лет был награжден орденом Владимира четвертой степени.
Умер А. И. Кулибин в один год с А. С. Пушкиным— 26 апреля 1837 года в результате несчастного
случая на охоте. Он оставил после себя троих сыновей, ставших впоследствии известными русскими горными инженерами,