— Особенность уральской росписи,— рассказывает Самойлов,— как и любого народного искусства,
состоит в том, что человек создавал рисунки прежде всего для себя. Он непосредственно выражал мысли и чувства народа, характерные черты его быта и окружающей природы, среди которой жил и трудился. Отсюда самобытная оригинальность, непосредственная наивность росписи.
Жизнь крестьянина в прошлом веке была нелёгкой, и он стремился хоть чем-нибудь её скрасить. У некоторых домов довольно мрачный внешний вид, но стоит зайти в комнату, как происходит удивительное превращение. Попадаешь в особый мир, где простенки, стены, потолки, заборки
украшены необычными цветами, птицами. Тут и незамысловатые сцены — кругом цветы, а мужик едет на санках, чаепитие, гуляние молодёжи, паровоз с вагонами. Часто встречаются совы, филины, жар-птицы. Всё это на оранжево-красном и голубом фоне. Цветные занавески и полосатые, домашней работы половики гармонируют с общим радостным настроением росписи. От полыхающего огня красок, пестроты солнечных бликов дух захватывает…
Уральская расписная изба — явление удивительное. В книге «Памятники Отечества», изданной в Москве Всероссийским обществом охраны памятников и истории культуры, в статье В.А.Бародулина «Стенописи крестьянского дома на Среднем Урале» отмечается: «…во многих селениях Алапаевского района, расположенных вдоль течения Нейвы, Режа, Тагила, обнаружены дома, интерьеры которых украшены яркой цветочной росписью. До недавнего времени учёные не знали о том, что на Урале существовало искусство кистевой росписи по дереву. Но сейчас можно, говорить о его самобытности, отличии от домовых росписей русского севера (Архангельской, Вологодской областей, Карельской АССР), Алтая. Более того, можно утверждать мнение о первородстве уральской росписи. Известно, что уральские мастера расписывали дома по всей Западной Сибири и на Алтае. И далее: «Велика заслуга в этой работе активиста районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры И. Д. Самойлова».
Уральскую роспись нельзя считать явлением, принадлежащим только истории. Московский научно-исследовательский институт художественной промышленности совместно с уральскими предприятиями проводит эксперимент по восстановлению художественных и технических приёмов уральской росписи по дереву, чтобы использовать их в оформлении современных художественных изделий из дерева. С этой целью на базе коллекции Ивана Даниловича Самойлова проведено несколько семинаров. Его участники— художники из Свердловска, Нижнего Тагила, Невьянска, Туринска, Сухого Лога, олицетворяющие новое поколение уральских мастеров живописи, не только смотрели, но и рисовали, копировали, осваивая приёмы уральской кистевой росписи. Они стремятся продолжить и развить традиции росписного дела. Хранитель древней красоты Иван Данилович щедро делится с ними знаниями.