Булгаков, едва начав сотрудничать в газете, заболел тифом. Он пролежал в забытьи более месяца, а выздоровев, узнал, что живет в городе, ставшем советским.
Спустя месяц после победы Советской власти во Владикавказе, 24 апреля 1920 года, орган Владикавказского ревкома и комитета РКП «Коммунист» напечатал обширную информацию о работе подотдела искусств. В следующем номере газеты была помещена заметка о митинге-концерте в честь пятидесятилетия В. И. Ленина. Еще три дня спустя газета приглашает лекторов для чтения вступительного слова на концертах и спектаклях, а также «мастеров поэзии и прозы, желающих читать курсы лекций по истории и теории литературы».
Вскоре после этого в нетолстой подшивке газеты, пожелтевшей от времени, впервые встречается имя Булгакова. Очевидно, Булгаков откликнулся на приглашение незамедлительно. Уже на первомайском митинге-концерте он читает вступительное слово. Вот что пишет об этом рецензент «Коммуниста»: «… В общем, все артисты, все зрители и все ораторы были вполне довольны друг другом, не исключая и писателя Булгакова, который тоже был доволен удачно сказанным вступительным словом, где ему удалось избежать щекотливых разговоров о «политике»…»
Булгаков пристально наблюдает за окружающим. Наблюдает скептически, недоверчиво: жизнь дает пищу для невеселых размышлений. Во Владикавказе голодно. Еще печатаются сводки «На Красном фронте». Новые учреждения работают неслаженно. Илья Эренбург, осенью 1920 года побывавший проездом во Владикавказе, писал в своих воспоминаниях: «Город напоминал фронт. Обыватели шли на службу озабоченные, настороженные; они не понимали, что гражданская война идет к концу, и по привычке гадали, кто завтра ворвется в город».
Как жил во Владикавказе Булгаков?