Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Главный историк района

В исторических хрониках А. С. Пушкина и Вяч. Шишкова о восстании Пугачева не однажды упоминается старинное село Бакалы — нынешний районный центр в Башкирии. В частности, в романе В. Шишкова: «Отдохнув в Акташе, генерал Ларионов не спеша двинулся к Нагайбаку и занял его. Мятежники тем временем отступили к Стерлитамаку и Бакалам. Ларионов выступил было на выручку Бакалов, но, испугавшись глубоких снегов и пугачевских партизан, вернулся обратно».
Нагайбак тоже старинное село в Бакалинском районе. Но при чем тут упоминаемый Шишковым Стерлитамак? Такой город есть в Башкирии, но он совсем в другой стороне, более чем за полтораста верст по прямой линии от Бакалов и Нагайбака. Как могли мятежники отступить по одной фронтальной линии одновременно к двум населенным пунктам, расположенным географически совсем в разных местах? Эта «несообразность» прослеживается, кстати, и в архивных материалах.
Учитель истории Бакалинской средней школы Анатолий Васильевич Коновалов установил, что ошибки ни в романе Шишкова, ни в архивных записях нет. Не мог же напутать даже ближний сподвижник Пугачева казак Торнов, который в своих показаниях на допросе в Казанской секретной комиссии называл Стерлитамак соседним с Бакалами и Нагайбаком поселением.
Размышляя над этой загадкой, Коновалов вдруг вспомнил: по границе Бакалинского района с соседней Татарией течет известная река Ик, а в нее со стороны Татарии, километров на сорок южнее Нагайбака, впадает крохотная речушка Стерля. О ней мало кто знает, кроме разве что жителей ближних сел. Город Стерлитамак в Башкирии называется по имени реки Стерля, в устье («тамак») которой он расположен. Но деревни под названием Стерлитамак в устье тезки-речушки сейчас нет. Коновалов выяснил, однако, из расспросов старожителей сел Куштиряк и Урманаево, что такое селение когда-то существовало.
Так проведал Анатолий Васильевич об источнике одной неточности в современных описаниях крестьянского восстания Пугачева, где упоминаемый в архивных материалах Стерлитамак принимается за нынешний город.
Ряд крупных событий Пугачевского восстания происходил на территории нынешнего Бакалинского района. До настоящего времени живы в бакалинских селах рассказы о сражениях пугачевцев. Что в этих преданиях сохранилось за два столетия от действительных фактов? Анатолию Васильевичу показалось интересным установить картину пугачевского движения на территории района. Он изучил труды исследователей этого крестьянского восстания, выписал из Центрального государственного архива древних актов фотокопии протоколов допроса сподвижников Пугачева, действовавших с отрядами повстанцев в Бакалинской и Нагайбакской волостях.
Вместе со школьниками Коновалов побывал в Нагайбаке, тогдашней крепости пугачевцев. В романе Шишкова сказано: «На защиту Нагайбака пугачевец Зарубин-Чика отправил из своей Чесноковки большой отряд в четыре тысячи человек при тринадцати пушках». По одному из местных преданий, отряд встретил на своем пути глубокий овраг с ручьем на дне и с крутыми склонами. У повстанцев не было ничего, чем можно было бы спешно замостить овраг и протащить через него пушки. Тогда они шапками и в полах одежды натаскали земли, сделали насыпь, переправили пушки и вовремя подошли на помощь Нагайбаку. Так ли это происходило на самом деле, как сказывается в легенде, неизвестно и даже очень сомнительно — ведь четыре тысячи человек могли бы легко вытянуть пушки из оврага своей силой. Но старая насыпь через овраг и по сей день существует.
А в самом Нагайбаке все еще цела церковь, «простреленная» пугачевцами. За то, что церковь получила святотатственное «ранение» от «бунтовщиков», Екатерина II назначила ей, опять же по местному, бакалинскому сказанию, пенсию и выделила несколько сот десятин земли. В школьном краеведческом музее, кроме ядра, стрелы и сабли пугачевских времен, хранится полученная от одного из жителей Нагайбака большая деревянная «памятная медаль», принадлежавшая когда-то нагайбакской церкви, с надписью: «Сия церковь простреляна Пугачем в 1774 годе»…
В деревне Шерашлы бытует легенда о том, будто бы в пещере у ключа Холодного долгое время прятались пугачевцы после подавления крестьянского восстания и что в глубине пещеры можно и сейчас обнаружить остатки боевого снаряжения повстанцев. Со школьниками — членами краеведческого кружка — Коновалов совершил поход к ручью Холодному. Обследовали пещеру и убедились, что это заброшенный старинный медный рудник. Такая же «пещера» возле деревни Орловка тоже оказалась рудником. По архивным источникам Коновалов установил, что когда-то один из сановников Екатерины II, князь Татищев, решил разбогатеть на «медном деле» — открыл возле села Шаран медеплавильный завод, а в качестве сырья доставлялся из окрестных рудников медистый песчаник.
А то был такой случай в Бакалах, ‘всполошивший работников райкомхоза и даже привлекший внимание местной милиции. Во дворе райкомхоза рабочие копали котлован под пилораму и на глубине около метра обнаружили скелет человека. Скелет располагался странным образом — в скорченном виде и на боку. «Не иначе, как связали человека, убили и закопали»,— решили рабочие и заявили в милицию. Узнавшие о скелете члены школьного краеведческого кружка рассказали о находке Анатолию Васильевичу. По характеру захоронения, по особенностям орнамента на глиняных черепках, найденных возле скелета, Коновалов
определил, что могильник этот древний и относится он к срубной культуре эпохи бронзы (около 3 тысяч лет назад).
Девять лет назад, во время строительства клуба в Камышлах, колхозники обнаружили множество «странных предметов» и позвонили в Бакалы Коновалову. Анатолий Васильевич определил приблизительно, что предметы относятся к раннему железному веку, и дал знать в республиканский краеведческий музей. Спустя два года большая экспедиция Московского университета и Башкирского филиала Академии наук СССР вскрыла в Камышлах около ста погребений древнего человека. Часть предметов из этих погребений хранится в школьном музее.
В позапрошлом году Коновалов со своими юными помощниками обнаружил новую мезолитическую стоянку на речке Сюнь, у ручья Холодного, а в июне прошлого года — такую же стоянку древнего человека тоже на реке Сюнь, у поселка Верхне-Троицкого. После этих находок, как отмечено в книге московского археолога Г. Матюшина, область распространения мезолита на Урале значительно расширена.
Работая по заданию Института археологии Академии наук СССР, школьный краеведческий кружок, руководимый А. Коноваловым, собрал богатый материал, многие из найденных им предметов и изделий древнего человека имеют большую научную ценность.
Старательно и любовно собраны в школьном музее экспонаты и по другим разделам истории района: о стихийных выступлениях крестьян в годы первой русской революции, о местных событиях в дни Октябрьской революции, в годы становления Советской власти и гражданской войны.
Есть в каждом райцентре должности: главный врач, главный зоотехник, главный агроном района… Анатолия Васильевича Коновалова называют в Бакалах главным историком района на общественных началах. Неплохо- иметь в каждом районе таких «главных историков» — знатоков и энтузиастов изучения местного края.



Перейти к верхней панели