Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Факел Всесоюзной экспедиции следопытов «Из искры возгорится пламя» весной прибыл из Перми в Свердловск. Лучшие отряды Горького, Куйбышева, Казани, Удмуртии и Башкирии, Курганской, Челябинской и Свердловской областей собрались в столице Урала, чтобы рассказать о поиске, который они ведут к 50-летию Советской власти.

ЗАПИСАЛИ СЛЕДОПЫТЫ КРАСНОКАМСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Михаил Данилович Дьяков живет в деревне Киселеве. О Сибирском тракте он слышал от своего деда. Семье деда дали делянку. Надо было ее обработать. Гравий возили с реки Сылвы. Потом по приказу императрицы Екатерины II вдоль тракта высаживали березы.
В местных деревнях солдаты нередко забирали бунтарей. Их вели в Сибирь по тракту. Жители говорили: «Ушел березы считать».
Существовала еще одна поговорка: «По тракту золотуха бегает». Появилась она, когда стали из Сибири в Москву золото возить…
А вот о чем рассказала нам заслуженная учительница РСФСР Наталья Васильевна Главацких.
Было это в 1864 году. Мой прадед М. П. Главацких жил в Усть-Медке. Однажды ему приказали везти ссыльного от села Дебессы до Большой Сосновы. Пассажир был очень общительный, всю дорогу говорил о том, что скоро наступит время, когда люди будут жить счастливо.
Потом спросил:
— Ну, дед, что ты понял!
— Все понял,— ответил старик.
— А грамотен ли ты! — спросил пассажир.
— Нет,— ответил дед.
— Скоро, скоро будет народная власть. Как же вы, неграмотные, управлять страной станете!
Когда ссыльный прощался М. П. Главацких, назвал себя Чернышом. Так произошла встреча крестьянина из села Усть-Медка с писателем Н. Г. Чернышевским.
Глубоко запали слова революционера-демократа в сердце крестьянина. Решил он отдать своего внука учиться. Поговорил с соседскими ребятами. Набралось желающих десять человек и частным путем устроили в Усть-Медке первую школу.

ДОНЕСЕНИЕ № 1 РЕСПУБЛИКАНСКОГО ШТАБА КРАСНЫХ СЛЕДОПЫТОВ ТАТАРСКОЙ АССР.
Следопыты школы № 7 Казани гордятся Анатолием Чеховым — знатным снайпером Сталинградского фронта. Незадолго до войны он окончил нашу школу. Его знали многие защитники города-героя. Анатолий Чехов уничтожил 265 фашистов.
Мы разыскали нашего земляка. И когда в Государственном краеведческом музее была организована встреча казанцев с защитниками Сталинграда, ребята пригласили туда Анатолия Чехова.
И вот что произошло на вечере.
Зал музея был переполнен. Со своими воспоминаниями выступал снайпер Василий Зайцев. Он рассказывал о незабываемых днях великого сражения на Волге, о том, как сам  уничтожил 242 гитлеровца. И между прочим, сказал:
— Был у нас еще один известный снайпер — Толя Чехов. На его счету еще больше убитых фашистов. Но погиб он…
И тут поднялся худощавый средних лет мужчина и подошел к Василию Зайцеву. Друзья-однополчане обнялись, и в зале все зааплодировали.
— Много лет я рассказываю повсюду, как геройски сражался и погиб знатный снайпер Анатолий Чехов, а ты жив и здоров,— только и мог произнести В. Зайцев.
Так, через двадцать два года, благодаря следопытам, встретились защитники Сталинграда.

ИЗ ДНЕВНИКА МИАССКИХ СЛЕДОПЫТОВ.
Осенью 1914 года Саше Винокурову исполнилось четырнадцать лет. Он поступил в Миасское высшее училище. Ходил он на занятия за восемь километров и считался одним из лучших учеников.
Дружили они с Павлом Печенкиным, много читали, много спорили о прочитанном. Ребята первыми в 1917 году узнали об отречении царя от престола и тут же в классе сняли со стены его портрет. А через несколько дней организовали в училище ячейку Союза социалистической молодежи. Правда, из-за разнородности состава она скоро распалась.
После учебы Саша Винокуров стал работать на станции Миасс. Рабочие уважали его, считали хорошим организатором, выбрали семнадцатилетнего паренька секретарем штаба боевой дружины. А в апреле 1918 года Саша снова создал ячейку Союза социалистической молодежи и возглавил ее.
Он мечтал учиться дальше, стать инженером, но кто-то выдал всех членов ячейки белогвардейцам. Ребят зверски пытали, отрубили им руки, отрезали уши, но они не сдались. Последние слова Саши Винокурова были: «Да здравствует свобода!»

Письмо было не совсем обычным.
Оно пришло в сельскую школу весной прошлого года из Москвы, Ветеран гражданской войны, бывший красногвардеец Михаил Александрович Мухин спрашивал ребят: что знают они об отряде Ивана Журавлева, защищавшего Советскую власть там, где они живут,— у села Петропавловска Пермской области.
Чтобы ответить М. А. Мухину, следопыты создали свой специальный отряд, который прошел боевой дорогой красноармейцев. Ребята спрашивали в селах, разыскали участников гражданской войны, записывали их воспоминания.Теперь они знали, что отряд Ивана Журавлева был организован в бурные дни 1918 года. В него вошли бойцы-добровольцы, главным образом крестьяне-бедняки. Позднее отряд влился в легендарную дивизию Владимира Азина. В 1919 году бойцы Ивана Журавлева освободили родные села от колчаковцев и погнали врага дальше в Сибирь.



Перейти к верхней панели