Нижнем Тагиле на городской площади стоит величественный монумент первым русским па- ровозостроителям Черепановым. В истории русской техники Черепановы заняли свое почетное место. Но последователя дел Черепановых, механика-самоучки Дмитрия Пермякова, построившего в Мотовилихе черепановский паровоз, почти никто не знает. Очень скудны и архивные данные об этом талантливом человеке.
26 августа 1863 года на берегу Перми, был заложен сталепушечный для производства и отопления очень ки тысяч кубометров в год. Их заготовляли по берегам Камы и ее притоков и сплавом доставляли заводу, складывали на дровяной площади, а потом на санях, волокушах, телегах по бездорожью (берег весной затоплялся) доставляли к цехам.
В 1872 году на заводе появился слесарь Дмитрий Пермяков. До этою он некоторое время работал на Мотовилихинском медеплавильном заводе. За «богохульство» был отправлен на исправление в Соликамский мужской монастырь, откуда бежал и только в 1872 году снова появился в Мотовилихе, но уже на пушечном заводе.
В год своего появления на заводе Пермяков подает горному начальнику, выдающемуся инженеру, впоследствии директору Петербургского горного института Н. В. Воронцову челобитную: «Прошу позволения Вашего построить паровоз для ооставки дров по чугунной дороге с Камы до завода. Токмо я знаком с механическим делом, видел работающим сухопутный пароход Черепановых в Нижнем Тагиле, могу оказать Вам помощь таковой построить паровоз, яко у Черепановых и управлять оным буду сам и другим дозволю».
Воронцов разрешил Пермякову строить паровоз, чугунную дорогу, вагонетки и сарай для хранения паровоза.
В мае 1874 года паровоз был готов, построена и чугунная железная дорога длиною в один километр триста метров и десять вагончиков, которые крепились один к другому канатами.
Хотя Пермяков и обещал построить паровоз «яко у Черепановых», но его локомотив был в два раза длиннее, имел бортовые ограждения, ящик для запаса дров под ногами машиниста и большой фонарь, что позволяло работать и в ночное время. За один рейс паровоз доставлял к газогенераторному цеху около 100 кубометров дров.
17 февраля 1875 года паровоз возил не дрова, а почетных гостей завода, которые прибыли почти со всех заводов России и даже из Германии, чтобы посмотреть пуск величайшего в мире парового молота. Паровоз тогда был украшен гирляндами пихтовых венков, вагонетки устланы роскошными коврами, и Дмитрий Пермяков катал гостей по узкоколейной железной дороге, которая к тому времени имела длину 11 километров.
Дальнейшая судьба этого талантливейшего механика-самоучки нам неизвестна. Заинтересуйтесь ею!