Средневековые «дальнобойщики»

Нашему посёлку Махнёво уже более четырёх сотен лет. Он был основан как ямская деревня братьями-ямщиками Махнёвыми.

Ямщик Первушка Махнёв со своей лошадкой. Автор художник-кукольник О. Дильман. Из фондов Махнёвского краеведческого музея.

В 1624 году по переписи Верхотурского дьяка Михаила Тюхина здесь уже числилось 11 дворов ямских охотников (в данном случае слово «охотник» от слова «охочий», «желающий»). Появление этого селения на правом берегу реки Тагил в 73-х верстах от уездного города Верхотурье неслучайно.

 

Дорога в Сибирь

В конце XVI века экспедиция Ермака положила начало процессу преобразования русского государства в огромную Евразийскую державу. Для освоения вновь приобретённых зауральских земель необходимо было проложить надёжные пути сообщения. Вначале это было Вишеро-Лозьвинское (Ивдельское) направление на Тобольск, а в 1595 году житель Верх-Усолья Артемий Бабинов разведал более короткий и удобный маршрут для Главной дороги в Сибирь, который сместился на юг по реке Туре, а позднее и по правому берегу реки Тагил на Туринск.

Поддужный колокольчик мастера В. Святухина, г. Кунгур. Из фондов Махнёвского краеведческого музея.

 

Человек от сохи

Для обслуживания тысячевёрстной Государевой дороги от Москвы до новых сибирских городов на ней ставились ямские дворы. «Ям» – (тюрк) – селение, остановка. Хозяином яма был ямщик. В средневековой Руси в ямщики записывались обычно по два человека от сохи. Соха – небольшое селение до 30 дворов. В середине XV века работа ямщика превратилась в государственную повинность. Такой род занятий назывался «ямской гоньбой». Необходимым условием для занятия этой профессией было наличие трёх меринов. Особую значимость «ямская гоньба» получила в XVII веке, и для более организованной перевозки пассажиров и грузов по Государевой дороге в Сибирь в Москве был создан ямской приказ, а «ямская гоньба» приобрела форму государственной повинности. Ямщикам даже платилось жалованье из государевой казны. В год они получали до 15 рублей. В отличие от других крестьян-переселенцев положение ямщиков экономически было более прочным и независимым. Так, староста ямской слободы города Верхотурья Сидорка Чапурин по указу Московского правительства в 1612 году получил обширные участки земли по левому и правому берегам рек Тагил и Мугай как для пашни, так и для покосов. Сидорка Чапурин положил основание деревне Сидорова на Тагильском волоке. («Волок» – труднопроходимый участок пути между двумя реками. Грузы по волоку перемещались лошадьми на волокушах).

Корневатик (дорожный плетёный сундук). Из фондов Мугайского музея.

 

Люди «не робкого десятка»

В начале XVII века на главной Сибирской дороге появились сотни ямских деревень, которые обеспечивали нормальное и надежное функционирование этого транспортного пути. По переписи Верхотурского уезда 1710 года на берегах реки Тагил по Верхотурскому тракту было 35 ямских деревень, в которых насчитывалось 387 дворов. В этих местах их было больше, чем крестьян, пахавших государеву пашню. Обустройство Государевой дороги по тем временам было довольно хорошо продумано. Ямские деревни стояли на расстоянии не более одного дневного перегона (40–50 вёрст). В необжитых местах устраивали специальные стоянки с кормовищами для лошадей. Занятие ямской гоньбой было делом тяжёлым и опасным, поэтому в ямщики записывались люди «не робкого десятка» и физически крепкие.

Опоры старого моста через реку по дороге на Махнево.

 

Ямская изба

В XVIII веке сибирский тракт на Тюмень прошёл через Екатеринбург, поэтому дорога, проходившая через Верхотурье, постепенно утратила своё экономическое значение и получила статус почтового тракта. Многие ямщики с Верхотурского тракта переселились обслуживать новую Главную сибирскую дорогу. Так на Тюменском тракте до недавних времён была деревня Махнёва.

Традиционный постоялый двор 19 века. Из фондов Н. Синячихинского музея-заповедника.

 

Там же встречаются и другие поселения, названия которых совпадают с фамилиями основателей ямских деревень на старой Бабиновской дороге. Например, деревня Кости Ощепкова в Алапаевском районе и станция Ощепково в Пышминском районе. Потомственные ямщики, населявшие Махнёвский край в XIX веке, постепенно превратились в обычных землепашцев. Здесь же хочется отметить, что Государева дорога 400 лет назад проходила по центральной улице современного посёлка Махнёво, а последним напоминанием о наших предках-ямщиках на территории Алапаевского района остался на улице Советской большой старинный дом (ямская изба) с середником.

Памятная стела в честь основателей д. Махнёвой

 

Середник – это гостевая комната для проезжих путников. К сожалению, судьба этого строения незавидная. Собственник ямской избы в ближайшем будущем планирует её снести, и в истории Махнёвского края и Урала будет уничтожена ещё одна страница.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели