Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Новые факты о деле известного филателиста в Оханском уезде Пермской губернии

 

В мартовском номере «Уральского следопыта» за 1991 год вышел очерк М. Минского под названием «Операция ван дер Бека. Земско-почтовый детектив». Фабула его такова: во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, на фоне развития земского самоуправления в России буйно расцвело новое дело – земская почта. Предпосылкой к этому стало повсеместное повышение грамотности населения, что привело к гигантскому увеличению объёма письменных отправлений, за которыми государственная почтовая служба не поспевала. В связи с этим земствам разрешили создавать свои губернские и уездные почты. А где свои почты – там и свои собственные почтовые марки. А где марки – там и их коллекционеры-филателисты. А где коллекционеры (люди, как правило, небедные) – там дельцы, спекулянты и аферисты.

Аверс открытки 1926 г.

Марк Львович Минский на примере земской почты Оханского уезда Пермской губернии рассказал об одной такой афере со спекулятивным (т.е. только для перепродажи коллекционерам, без реального почтового обращения) выпуском почтовых марок 1872 года. Центральной фигурой этой истории автор определил некоего Эдмунда Петровича ван дер Бека, представителя жившего в Москве крупнейшего в мире филателиста Жана-Батиста Моэнса. Со статьёй Операция ван дер Бека М. Минского лично я познакомился много позже её выхода, когда в своих краеведческих интересах изучал историю земских почт Уфимской губернии.

Очерк Марка Минского в УС № 3 за 1991 г, скан

 

Редкое имя  «удачливого» афериста, скорее всего, забылось бы. Но, примерно тогда же мне случайно попалась одна открытка с изображением Соколиной башни в Коломенском и двуязычным штемпелем. На обороте я обнаружил очень любопытный текст! Привожу его целиком.

Реверс открытки 1926 г.

 

Текст на обороте

Анне Эдмундовне фон дер Бек

ст. Шафраново Уфимская губ. ШРУК (Шафрановское кумысолечения Белебеевского района районное управление БАССР) 2-ая Санатория

30-6-1926

Милая тётя Аня, вчера и сегодня идёт дождь, чему я рада, т.к. вследствие жары ходила последнее время полумёртвая. Воскресенье и понед. у нас был бриджист, играли в карты даже в лесу. Здесь были манёвры, т.ч. проходила масса солдат. Купаться хожу каждый день по неск. раз. Что, уже известно, когда Вы вернётесь в Москву? Хотя я и записана в иностр. библиотеке, но с книгами мне туго, т.к. глотаю я их моментально, а папаша часто не имеет возможности ходить в библиотеку. Всего хорошего! Поправляйтеся. Целует любящая Алиса. Привет от папаши и меня.

Музей Рев. Тверская 59 (Бывший дворец графов Разумовских, позже помещение Московского Английского клуба, затем – Музея Революции. В настоящее время Государственный центральный музей современной истории России) П.П. Рит 

С учётом сочетания отчества и фамилии Анны я посчитал эту открытку знаком, который нельзя игнорировать, и решил прояснить, кто же это был такой – Эдмунд фон дер Бек? Мне удалось  собрать небольшое досье на этого человека и вот некоторые факты его биографии.

 

Досье афериста

Полное имя: Эдмунд-Дитрих Петрович фон дер Бек. Годы жизни 1840–1918 гг. Родился в Санкт-Петербурге. Учился (предположительно) в знаменитой петербургской немецкой школе Петершуле. Место постоянного жительства – г. Москва, (предположительно) район Лефортово. Умер 27.12.1918 г. от рака. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище. Дети: Александр, Эльза (1873 г.р.), Анна (адресат открытки 1926 г.). Внуки: Ольга Сергеевна Бостанжогло, Владимир Сергеевич Белановский (дети Эльзы Эдмундовны). Родные братья/сёстры: Оскар фон дер Бек (1846–1901 гг.), Бетти-Франческа Кнопмус. Председатель и один из членов-учредителей Московского общества собирателей почтовых знаков. Представитель всемирно известного бельгийского филателиста и издателя Ж.-Б. Моэнса (1833–1908 гг.) в России.

Разворот метрической книги 1918 г.

 

Мнение экспертов

Авторитетный отечественный эксперт Марат Глейзер в своей статье «Первые филателисты России» прямо называет Э.П. первым российским коллекционером почтовых марок. То же самое сказано о нём в книге «Почтовая марка» братьев Л. и М. Уильямс и в одном из самых капитальных трудов по истории филателии – книге 1898 года Stamp Collector («Собиратель марок») В. Харди и Э. Бейкона. Но был ли Эдмунд фон дер Бек марочным аферистом? Да и являлась ли его «операция» аферой? Или была всего лишь ловким и законным бизнес-ходом? Очень жаль, что мы уже не сможем расспросить Марка Львовича о фон дер Беке подробнее. А ведь он мог бы нам об этом рассказать. Минский состоял в переписке с Олегом Фаберже, сыном и наследником Агафона Карловича Фаберже, крупнейшего в мире знатока и собирателя образцов земской почты, который, я уверен, был знаком с фон дер Беком лично.

Разворот метрической книги

 

Золотой век филателии, когда собирание почтовых марок было явлением массовым, давно миновал. Сейчас это занятие для единиц. Но, даже если и так, – история слагается из многих маленьких фактов, как же иначе? И в этом смысле уральский эпизод в биографии одного из первых российских филателистов представляет значительный интерес.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели