Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Майская экспедиция в заповедник «Вишерский» началась в обычном штатном режиме. Изучив следовую активность бурых медведей, лосей и других животных по последнему насту в районе хребта Чувал и кордона Лыпья, а попутно проверив данные установленных фотоловушек, я с нетерпением ждал встречи с глухарем на току – самой крупной птицей из отряда тетеревиных в заповеднике. Тем более что планировалось обследовать токовища, на которых я еще не был лично.

 

фото Зубков Игорь

Гимн весне и новой жизни

И вот наступила та часть работы, которая связана с изучением количественного и полового состава птиц на токах. Предварительно, еще днем, я подъезжал на лодке к незнакомым мне болотам, осматривался и оценивал мощность токов по следам. А уже на следующий день ночью приходил на подслух.

«…беги в леса на глухариный подслух,
пружинно сжавшись, в темноте замри,
вбирай в себя все шорохи и скрипы,
всех птиц журчанья, щелканья и всхлипы,
все вздрагиванья неба и земли.

 Потом начнет надмирье освещаться,
как будто чем-то тайно освящаться,
и как по табакерке ноготок
из-за ветвей, темнеющих разлапо
и чуть уже алеющих, раздастся
сначала робко, тоненько: «Ток-ток!»…

 Уже ты видишь, видишь на поляне
в просветах сосен темное пыланье.
Прыжок, и леса гордый государь
перед тобой, в оранжевое врублен,
сгибая ветку, отливая углем,
как чёрный месяц, светится глухарь.

Эти замечательные строки Е. Евтушенко из стихотворения «Глухарь» в полной мере передают те незабываемые минуты и, наверное, не оставляют равнодушным никого, кому хоть раз посчастливилось слышать глухариную песню. Песня глухаря – это словно гимн весне и новой жизни, в которой он прощается с холодной зимой, от которой все обитатели леса уже изрядно устали. Без сомнения, все животные с нетерпением ждут весну, по крайней мере, я в этом уверен.

фото Жегулов В.А.

 

«Врагов» хватает

Я стою на краю соснового сфагнового болота (коих в нашем заповеднике совсем немного), вслушиваясь в тишину уже два часа. Солнце взошло. Мелкие пташки проснулись и заладили свои причудливые трели. А глухарей не слышно. С досадой думаю, что, наверно, поздно пришел на ток и вспугнул осторожных птиц. Что ж, проходя к лодке, я остановился на другой стороне болота и опять стал прислушиваться. И вот вдалеке слышу заветное «тек- тек..». Чу… Тишина. Минут через десять пошел в ту сторону и, пройдя около ста метров (благо, идти приходится по плотному насту), уже отчетливо слышу страстную песню глухаря. Осторожно подкрадываюсь и вижу его. Глухарь один…Ток из одной птицы…

Невольно испытываю какое-то смятение и трогательность к этому лесному великану. Из людей сюда никто не ходит, и на ум приходит одно объяснение – в заповеднике высокая численность соболей, горностаев и других хищников. Тут же две капалухи (самки глухаря) показали свое присутствие. Что же, на будущий год будет с чем сравнить, и надеюсь, что ситуация изменится к лучшему.

фото Сташкевич Л.Ф.

 

Про биологию и экологию обыкновенного глухаря (Tetraourogallus L.) написано множество статей, есть монографии. Все прекрасно знают его внешний вид. В заповеднике «Вишерский» он распространен по всей территории, за исключением горных тундр и гольцов. Примерно семь месяцев в году, в снежный период, он питается исключительно кедровой хвоей и, в меньшей степени, хвоей и ягодами можжевельника, сосредотачиваясь на участках, богатых кедром.

К местам токов, которые расположены чаще всего возле сосновых сфагновых болот и ельниках-черничниках, птицы перекочевывают в начале марта. В период схода снега они начинают кормиться ягодами прошлого года, зелеными побегами черники, листьями андромеды. В июне-июле выводки любят жить в прибрежной зоне ближе к зеленым лугам. В период созревания морошки, черники, брусники, клюквы птицы неизменно будут держаться этих участков, в том числе горных лугов, до выпадения снега. В целом стационарное размещение глухарей неодинаково в различные сезоны и зависит главным образом от сезонных изменений в его питании, а также токования, линьки, возобновления камушков (гастролитов) в желудке. Зимой птица не любит снежную «кухту» и держится в наиболее открытых для ветра местах, сбрасывающего снег с ветвей.

фото Зубков Игорь

 

По составу пищи глухарь не является исключительно растительноядной птицей. В бесснежный период заметная часть его пищевого рациона состоит из насекомых и других беспозвоночных животных. Растительные корма: хвоя, побеги, листья и почки, семена, ягоды, грибы. Животные корма: слизни, улитки, пауки, насекомые. Кстати, вредителей леса – пилильщиков – глухарь поедает в огромном количестве в виде личинок, тем самым внося свою лепту в сохранение древостоя.

Срок наибольшей интенсивности токования происходит чаще всего в первой декаде мая, до появления проталин в лесу. С этого времени самки приступают к кладке яиц на земле. Очень редко поступают сведения о гнездовании глухарей на деревьях. К примеру, в Башкирском заповеднике в 1959 году отмечена кладка глухаря в гнезде канюка на сосне на высоте 9 м. Полная кладка состоит из 4-9 яиц темно-желтого цвета с темными пятнами. Насиживание длится 25-28 дней, и самцы не принимают в этом участие. Вылупление птенцов, как правило, происходит в последней декаде июня. Глухари являются полигамами.

фото Семёнов Виктор

 

Соболь, лесная куница, горностай, росомаха, лисица, волк, ястреб-тетеревятник, филин, беркут – вот неполный перечень врагов глухарей.

 

Летает тяжело и неохотно

Глухари ведут оседлый образ жизни. Летают тяжело и неохотно, с большим шумом, избегая подниматься высоко над лесом. Эта осторожная птица ночь проводит на деревьях, днем спускается на землю. Они приспособлены к жизни в суровой северной тайге. Являясь оседлой птицей, глухарь имеет ряд адаптивных признаков, говорящих о его высокой приспособленности к древесному образу жизни. Его массивный клюв с острыми краями и мощная мускулатура шеи и головы хорошо приспособлены к обрыванию хвои и побегов хвойных пород. Лапы позволяют этой грузной птице легко держаться и двигаться на сучьях, чему в значительной мере способствует большая площадь широкого хвоста, которым глухарь пользуется при балансировании. Бахрома из роговых зубчиков появляется осенью, при этом площадь следа увеличивается почти в два раза. Его окраска совершенно сливается с таежным фоном. Но, как считают ученые, наиболее яркой чертой приспособленности глухаря к оседлому образу жизни является его способность длительное время питаться одной лишь хвоей. Несмотря на суровую зиму и однообразную еду, ученые заметили, что глухарь не только не истощается за этот период, но даже немного прибавляет в весе. Также у основания клюва, где расположены ноздри, имеются перья, сохраняющие тепло, а основания ног имеют зимой густое оперение. Характерна способность зарываться в снег и оставаться там продолжительное время. В сугробах на глубине 40 см даже в сильные морозы (минус 30-40 градусов) температура, окружающая глухаря, не падает ниже 12-13 градусов. Большой объем зоба позволяет запасать значительное количество корма, вследствие чего птица может находиться под снегом даже несколько дней.

фото Беспалоа Т.Л.

К слову, ученые также считают, что фауна тайги представляет собой молодую фауну, сложившуюся в геологическом смысле в очень недавнее время из южных выходцев. К ним относится и глухарь, который, несмотря на перечисленные адаптивные способности, подвергается в некоторые годы в связи с весенне-летними заморозками сильной депрессии, поскольку он не успел еще приспособиться к размножению в северных условиях.

фото Горшков Виталий

В 1991-1994 годах интересные факты получены в соседнем Печоро-Илычском заповеднике в результате работ по радиомечению глухарей. Всего радиопередатчиками было помечено 17 птиц. В течение наблюдаемого периода среднее расстояние до тока для молодых птиц составило 1856 м, для взрослых – 1033 м и 712 м – для старых особей. Самая дальняя точка фиксации птицы составила 2290 м. А научные работы по кольцеванию глухарей в Томской области показали максимальной удаление взрослого самца на 15 км в течение года и на 14 км – в течение месяца взрослой самки.

фото Лоскутова Олеся.

 

Интенсивные лесоразработки и другие хозяйственные мероприятия приводят к резкому снижению численности глухарей. Поэтому сохранение сплошных лесных массивов и труднодоступность способствуют сохранению данного вида, где «токовища» могут существовать не одну сотню лет.

 

Вернуться в Содержание журнала 



Перейти к верхней панели