Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Это было много тысяч лет назад. В северном краю существовала могущественная цивилизация Гиперборея, которая владела всеми техническими знаниями, которых ещё не достигли мы сейчас. Поклонялись гиперборейцы Алатырь-камню, «каменная книга – мудрость всей вселенной».

Пришло время, как и все могущественные цивилизации, исчезла и Гиперборея под надвинувшимся ледником. Сейчас энтузиасты ищут Алатырь-камень и таинственный вход, связывающий гиперборейцев с космосом, но находят только некоторые фрагменты, говорящие о существовании этой страны, а конкретно – каменные троны. Они расположены в северных краях. Чем ближе к северу, тем они были выше и обращены на юг, показывая тем самым своё преимущество и власть тем, кто южнее их.

Когда в 1971 году я приехал в Снежинск и увидел на Петушке каменное кресло, сильно заинтересовался. Спрашивал у пожилых воздвиженцев, которые в этих местах вели работы по заготовке дров. Будучи пареньком, один из жителей частенько сидел на этом троне. Камень стоял на самом краю скалы и «смотрел» на юг. М. Анцыгин, работавший на кордоне №1 (мыс Скопин) лесником, говорил, что кресло в его бытность было повёрнуто уже в сторону озера, а отодвинули его от края военные строители. Случалось, после выпитого стаканчика мужики забирались на него властителями, засыпали и падали вниз. Спасибо военным строителям, что не столкнули под скалу это уникальное сооружение.

Уже позднее я обратился к специалистам по историческому культурному наследию Челябинской области. Они сказали, что камни-троны на Урале не редкость. По Уралу проходил нулевой меридиан, и гиперборейцы любили себя тронировать. Кстати, на пляже есть ещё один камень, заслуживающий внимания, – камень-полукольцо, удобный для сидения.

А по поводу кресла на Петушке существует такое сказание. Был когда-то на Синаре хозяин по имени Ирш. Слыл он рачительным и строго соблюдал порядок в своих владениях, не подпускал никого к озеру. Без его разрешения и зверь не мог напиться, тем более, зайти в воду, спасаясь от зноя – на мысах заграды стояли. Вода в озере светлее, чем в Байкал-море была, каждую песчинку сосчитать можно, облака, отражаясь в водах, красивее, чем на небе, были, луна специально заворачивала сюда, чтоб взять серебра, волны играли камнями самоцветными. По берегам зелёное ожерелье леса радовалось своему отражению. А хозяин сидел на высокой скале, на каменном троне.

Но пришёл на берега синарские Демид в красном кафтане с большой, как смоль, чёрной бородой и объявил себя властителем. Не понравилось это хозяину, вступили в спор, дошло дело и до кулаков, придавил кузнец из Тулы хозяина к земле, аж дыхание у того перехватило, изловчился он и прыгнул со скалы. Долго Демид смотрел в воду, но не нашёл Ирша его зоркий глаз, только рыбки сновали в камнях да два рака на клешнях соревновались. Не догадался тогда Демид, что хозяин просто превратился в рыбку, досель невиданную в этих водах. И развелось её видимо-невидимо, и назвали её Иршом. Смекнул тогда Демид и приказал выловить её и подавать ухой к столу. Ловили Ирша и в коробах санным путём доставляли в Санкт-Петербург, где потчевал Демид знатной ухой своих гостей.

Каменный трон

Прошло время, ушёл Демид с краёв этих, и заселили берега наши люди разночинные. Помутнели воды синарские, и дна не видать, облака в воде чёрные, луна стороной обходит озеро, волны бросаются бутылками разноцветными, погибли деревья и отбросили корни, осыпались берега, измельчала рыба Ёрш с горя. Но в народе он так и остался хозяином озера, демидовым, комендантом. А трон Ирша до сих пор пустует, стоит, как и ранее, на мысе Петушок и ждёт своего хозяина.

Может, через много-много лет появится-таки хозяин и увековечит Ерша. Посреди аллеи на берегу из волнообразной чаши вырастет пирамида из дикого камня (символ берегов синарских) и венчать ее будет вылитый из бронзы Ёрш-ершович, хозяин озера.

Возвратиться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели