Первые сведения о струнных инструментах, аналогичных домрам, на Руси относятся к 903–912 годам — ко времени до крещения Руси и принятия христианства. Назывались ли они «домрой», нам теперь неведомо.
Что мы знаем о домре
То, что домра в ХVI–ХVII столетиях была на Руси одним из самых распространённых инструментов, это общепризнанный факт, отмеченный во всех исследованиях о древнерусской домре. Пословица «рад скомрах о своих домрах» сложена во времена широкой популярности у населения России этого музыкального струнного щипкового инструмента о четырёх (а также пяти и шести) жильных струнах с короткой шейкой грифа и округлым корпусом.
Однако, с точки зрения царствующей династии Романовых, в лице «Великого Государя и царя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца» (1645–1676) и Русской православной церкви — игра на домре и других «гудебных бесовских сосудах», «орудиях песен сатанинских» и «богомерзких игрищ» была серьёзным преступлением. Об этом говорят царские Указы 1648-го и более поздних, до 1657-го, годов. «Не только за игру, но даже за хранение домры грозила тюрьма, ссылка и другие суровые наказания» (М.И. Имханицкий).
В результате скоморохи, носители языческих традиций и древнерусского репертуара, эти профессиональные музыканты средневековой Руси, оказались вне закона, стали гонимыми и попираемыми в правах. Последствия были таковы, что в России на рубеже ХVII–ХVIII веков не было уже ни скоморохов, ни домр.