Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Наконец-то, появилось серьёзное исследование техногенной причины гибели девяти туристов Уральского политехнического института в лыжном походе по Северному Уралу в январе 1959 года под руководством Игоря Дятлова. Все предшествующие писания на эту тему, включая мои собственные размышления, не давали ответа на вопрос, что же заставило их чрезвычайно поспешно броситься прочь от палатки вниз, оцепеневая от ужаса, стужи и неизвестности.

Вид от перевального останца на верховья реки Лозьвы и массив горы Отортен. Именно туда должны были идти «налегке» туристы УПИ в феврале 1959-го. (Зима 1974 года, фото Д.Тиунова)

 

 

В моём сознании ощущение рукотворности этого ужаса возникло  и окрепло после окончания поисковых работ в мае 1959 г. и больше никогда не покидало меня. Под рукотворностью я понимаю не действия там каких-то людей, а воздействие могучей техники, созданной людьми. Ничему другому, кроме ракеты, не нахожу там места. Это ощущение подкреплялось засекреченностью дела, разговорами о подписках о неразглашении его, препятствиями родственникам, которые чинились соответствующими органами при организации похорон, анализом собственных наблюдений во время поисковых работ,  мнений товарищей и тех слухов, которыми подпитывалось общество.

Как мне помнится, 6 марта 1959г. (хотя не исключаю ошибку в один день, т.е. 7 марта) я в составе группы альпинистов прибыл на место трагических событий для зондирования поверхностного снежного покрова в виде прочного  наста, местами обледеневшего. Как и многие туристы, имеющие опыт зимних походов по Северному и Приполярному Уралу, ничего особенного в этом не видел. Сильные зимние ветры сдувают снег с безлесных склонов, утрамбовывают его до наста. Считаю, что именно поэтому ни одному из поисковиков не пришла в голову мысль искать причину катастрофы в лавине.

Схема места трагедии

Мы обследовали территорию шириной около 100-150 метров и длиной более километра от места, где была установлена дятловская палатка, вниз до леса – ориентиром служил печально известный кедр. Две группы поисковиков, армейская и наша,  ежедневно  по нескольку часов светлого времени плотной шеренгой протыкали наст железными  щупами (зондами), пока не дошли до рыхлого снега у кедра. Здесь 26 марта нас сменила следующая группа студентов из УПИ (руководитель С.Согрин, именно в этой группе был В.Якименко).

 

В память глубоко врезались два важных для последующих размышлений обстоятельства.

Во-первых, сохранившиеся следы дятловцев в виде выступающих вверх над настом столбиков из примятого снега. Остальной мягкий снег позже был сдут ветром. Это были параллельные  следы нескольких пар ног. Хотя прошло уже много времени и некоторые столбики частично разрушились, удавалось ещё просмотреть 5-7 пар следов. Оказывается, что первые поисковики левее по ходу спуска видели ещё 2 пары следов. Кроме того я обратил внимание на столбиковый след лыжни на подходе к месту установки палатки. Меня это очень поразило, так как  подобный след лыжни столбиком я только что  в январе этого же года несколько раз встречал в походе по Среднему Уралу, кода довольно большая часть пути  проходила по Чусовой. Во многих местах ветер оголил лёд, а следы лыж от предыдущей группы сохранились. Странно, что на такой след  группы Дятлова  в дальнейших исследованиях никто не обратил внимания.

Фото третьей каменной гряды. Камни, выступающие из снега, и следы дятловцев. Снимок сделан 27 февраля 1959 года.

 

Во-вторых, было ясно, что кроме дятловцев на месте трагедии никого не было, а непонятная сила, ужаснувшая их и, в конечном итоге, обусловившая их гибель, теоретически объяснима как техногенная, но из-за засекреченности в своей конкретике неизвестна. Поэтому для меня все разговоры о «пришельцах» в виде зэков, бандитов, древних ариев, охраняющих вход в подземное царство, инопланетян, охранников зон заключения, кагэбэшников и даже людей из ЦРУ кажутся и объясняются воображением либо больным, либо искусственно надуманным, чтобы, как говорят сейчас, пропиарить автора очередного бреда.

После возвращения в Свердловск моё возбужденное состояние долго не проходило. Что же там на Севере произошло? Следователь Л.Иванов, с которым мы некоторое время жили в одной палатке и общались на поисках, не подпускал к себе для разговоров никого, даже одного из руководителей поисковых работ Е.П.Масленникова – секретаря райкома КПСС.

Когда в девяностые годы посыпались версии как из рога изобилия, я с вниманием относился лишь к тем, в которых авторы пытались честно разобраться в причинах катастрофы, пытаясь их найти либо в техногенных, либо в природных явлениях. По-моему, первым журналист А.Гущин в 1999 г. сделал упор на техногенный характер гибели туристов и в своей книге «Цена гостайны – девять жизней?» бросил упрёк властям в их повинности.

Курумник (каменная россыпь) со следами дятловцев на переднем плане

 

Среди природных сил наиболее вероятной, конечно, является воздействие лавины, за что и ухватился Е.Буянов, который в соавторстве с Б.Слобцовым, руководителем поисковой группы, нашедшей палатку погибших туристов, написал книгу «Тайна гибели группы Дятлова». Хотя с лавинной версией у меня не было оснований согласиться, я приложил немало сил и энергии, чтобы её издать в рамках деятельности нашего Фонда «Памяти группы Дятлова». Те, кто книгу читал, знают, что в ней много антилавинного материала, включая моё предисловие и послесловие С.Согрина. Вместе с Ю.Кунцевичем мы были глубоко убеждены, что книгу надо обязательно издать, так как в ней собран материал о дятловцах, о поисковых работах, об исследовательской работе авторов по поиску причин катастрофы, в конце концов, это важный вклад в историческую копилку Уральского политехнического института – ныне УрФУ. Замечу, что авторы многих других публикаций, например, в осенних номерах Комсомольской Правды (2012), беззастенчиво манипулируют  информацией от Е.Буянова из этой книги и Интернета, даже не ссылаясь на неё, преподнося читателям сведения как собственный результат работы.

Книга вышла в свет лишь в 2011 году, поскольку нам не удалось по ряду причин издать её к 50-летию трагедии. В тот момент у нас не было другого хорошо проработанного «антиприродного», т.е. техногенного объяснения, которое можно было бы противопоставить лавинной версии. И вот, теперь можно  сказать, есть такой материал. Это обсуждаемая статья В.Якименко, который был не только участником поисковых работ, но и инициатором и организатором установки «памятной плиты» на перевале Дятлова в 1963 г., организатором и участником нескольких исследовательских экспедиций  в тот район. Ему же пришла идея внимательно отнестись к последним кадрам на сохранившейся фотопленке дятловцев и расшифровать их, увидев информацию, которую назвал «посланием» нам в XXI век.

Вид с перевала на долину р.Лозьвы. Май 1959 года.

 

В его реконструкции событий 1-2 февраля 1959 г. на склонах горы Холатчахль снимаются многие вопросы и неувязки, которые возникают как при анализе лавинной и других природных версий, так и при обсуждении техногенных причин. Поэтому считаю, что это новый качественный скачок в нашем представлении о событии, связанным  с гибелью группы Дятлова.

В качестве важнейших результатов и выводов, убедительных, по край ней мере, для меня, могу отметить следующие.

  1. Дано объяснение последних снимков на фотопленке. Ребята потрясены увиденным и услышанным световым и звуковым эффектом от близко падающей ракеты, но в бегство не обращаются, даже фотографируют.
  2. Страх и ужас приходят к ним через несколько минут, когда облако распылённого несгоревшего топлива начинает накрывать их. Нельзя медлить, чтобы не задохнуться, здесь уже не до спичек, пищи, обуви и другого снаряжения. Быстрее выбраться из палатки! Разрезать её! Бежать вниз! Ветер, падения на камни и обледеневший склон, мороз и темень сделали свое дело. Они погибли.
  3. Становится понятным сделанное В.Якименко предположение о причине появления дела 6 февраля 1959 г. за 20 дней до обнаружения палатки поисковой группой туристов УПИ. Речь идёт о том, что в долину истоков Лозьвы через некоторое время после падения ракеты прибыла группа поиска частей упавшей ракеты. Это была не зачистка от свидетелей, а цель была другая – собрать обломки для анализа причин аварии. Всё происходило на интервале времени 2-5 февраля. Эти поисковики, по всей видимости, с вертолета заметили палатку и ниже тела погибших, сообщили об этом по инстанции, что дало основание уже 6 февраля открыть «дело», совершенно естественно, засекреченное по военной линии. Полковник Г.С.Ортюков (военная кафедра УПИ), следователи, включая руководителя группы следователей Л.Н.Иванова, в начале поисковых работ об этом ничего не знали. Лишь в марте Л.Н.Иванова вызвали в Свердловск, ввели в сложившуюся ситуацию, что и объясняет срочное закрытие «дела» о гибели туристов.
Раскоп снежной пещеры Фото из материалов следствия

Если обсуждаемая версия окажется близкой к истине, то пока для меня всё равно остаётся невыясненным один важный вопрос. Есть ли надежда на то, что без всяких покаяний (СССР уже не существует более 20 лет, да и срок событию более 50 лет) будет открыто сказана правда о случившемся, и её мы будем знать не от В.Якименко, а от государственных органов власти?

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели