Неожиданно появилась человеческая фигура, решительно двигавшаяся в нашу сторону. Какая неожиданность: представитель власти — участковый милиционер, младший лейтенант Петя. Встретить нас он опоздал. Оформлял распоясавшегося пьяницу в вытрезвитель (туалет во дворе милицейской хибары). Без лишних церемоний Петя-лейтенант повел нас в гостевой дом. По пути брякнул кулаком в ворота избы и начальственно приказал кому-то запрягать лошадь и ехать за нашими вещами. «Мой должник, — прокомментировал он. — Сослал бы годика на два, да некуда. Все равно обратно пришлют».
Гостевой дом был такой же мрачной избой, как все избы посёлка. Одна большая комната с печкой и холодные сени. Петины должники протопили избу, выскоблили пол и затащили еще одну кровать; их стало три. Нас, между прочим, прилетело семеро. В центре комнаты красовался большой грубый стол, накрытый клеёнкой, когда-то красивой и цветной, а теперь просто серой.
Выяснилось, почему закрыта совхозная контора. Директор улетел на совещание в Ханты-Мансийск, а сегодня очередной праздник — Новый год по старому стилю. По этому поводу в деревне с утра все гуляют.