(Документально-литературная версия)
Лихое наступило время на Москве.
Год 1479-й начался очередным пожаром. Уже на девятый день сентября полыхнуло и занялось, правда, не вблизи Кремля. Но Софью в этот раз и пожару было не взять. Она нашла свою стезю и поверила явленному чуду.
Летописи сообщают нам, что в Орду Иоанн и впрямь не поехал и не отпустил никого. А когда рассерженный Ахмат через послов потребовал полного выхода (дани), случилось и вообще непредставимое: Иоанн изломал посланную ему ханскую басму, бросил оземь, топтал ногами, а послов велел поубивать — всех кроме одного. «Ступай, — сказал будто бы оставленному в живых, — объяви хану: что стало с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое».
С.М.Соловьев не доверяет источнику — «Сказанию о царстве Казанском», — поведавшему нам о сем происшествии, считает, что это уж слишком для осторожного и хитромудрого Иоанна. И мы не будем ни настаивать, ни опровергать сие известие, а продадим, за что купили. Скажем только, что мартом того же 1479 года Софья разрешилась от бремени мальчиком, которого нарекли Василием. Придет его время, и станет он царем всея Руси, а более того — станет отцом другого ее царя — Иоанна Грозного.
Комментарии