Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

На Тихвинское кладбище Смоленска Вячеслав Антонович Дзяворук и его внучатый племянник приехали в полдень. После недолгих поисков Виктор коротко сказал:
— Здесь!
Вячеслав Антонович характерным движением трости, отличающим слепых людей, коснулся могильной ограды.
— Прочти, Витя, что написано на памятнике.
— «Василий Андреевич Калашников. 1853—1935. Первый учитель В. И. Ульянова (Ленина)».
В смоленской средней школе № 15, ребята которой ухаживают за могилой Калашникова, Вячеслава Антоновича ждали. Как только смолкли аплодисменты, директор школы Т. Бондарева представила его ребятам:
— У нас в гостях ветеран труда Вячеслав Антонович Дзяворук. Приехал он из города Первоуральска Свердловской области. Как видите, приехал издалека. И все-таки Вячеслав Антонович наш, смоленский. Здесь прошли его юность и молодость. Здесь в далекие двадцатые годы он состоял в обществе друзей советского кино, которым руководил Василий Андреевич Калашников. А сейчас наш гость расскажет о встречах с первым учителем Ленина.
…1926 год. Смоленск. В летнем саду, прямо на свежем воздухе, закончился очередной сеанс «великого немого». Возле кинопроектора — Вячеслав Дзяворук. По правде сказать, он не профессиональный киномеханик, а электрик местной катушечно-чулочной фабрики. Синематограф же — это так, увлечение.
К Вячеславу подошел юноша, примерно, его лет и безо всяких обиняков предложил:
— Слышь, пошли к нам в общество друзей советского кино. У нас три группы: политическая, актерского мастерства и подготовки киномехаников. Одно худо — некому готовить киномехаников. Взял бы ты их на себя, что ли, раз соображаешь в этом деле… Ну как?
Молчание Дзяворука он расценил как колебание, поэтому для вящей убедительности добавил:
— А председателем у нас Василий Андреевич Калашников. Он самого Ленина учил!
На собрание общества Вячеслав не шел — летел. Легко перезнакомился с ребятами и с нетерпением стал ждать появления председателя.
А вот и он, первый учитель Ленина! Возраст — явно за семьдесят. Роста среднего. Сложен плотно. Седая борода. Острый взгляд из-под кустистых бровей.
Василий Андреевич обошел всех участников собрания, многие из которых годились ему во внуки, и крепко пожал каждому руку…
— Как вы думаете, почему старый учитель Калашников стал председателем общества друзей кино? — спросил я Дзяворука.
— Однажды мы отважились спросить Калашникова, действительно ли он учил Владимира Ильича Ленина. После долгой паузы, насупив брови, Василий Андреевич сказал торжественно и сурово: «Нет, Ленина я не учил, а учил Володю Ульянова. Русской словесности и арифметике. А Ленин… Это Учитель миллионов. И я, как многие,— его прилежный ученик».
С каким жаром они спорили о киноискусстве! Клеймили фильмы, которые уводили зрителя от жгучих проблем современности, и возносили другие — за пафос революционной борьбы. И каждый раз последнее слово оставалось за Василием Андреевичем Калашниковым. «Кино, как и книга,— говорил он,— может научить и хорошему, и плохому. Умейте это различать и объяснять людям». Или: «Вы знаете, почему Ленин назвал кино самым важным из всех искусств? Потому, что видел его общедоступность».
Потом жизнь разбросает смоленских друзей советского кино. Переехав в Ленинград, Дзяворук потеряет из виду Калашникова. И только через много лет прочтет о нем в «Воспоминаниях об Ильиче» А. Ульяновой-Елизаровой, в романе-хронике Мариэтты Шагиняи «Первая Всероссийская».
…Зима 1942 года. Директор электромашиностроительного завода, эвакуированного из Ленинграда в Новоуткинск близ Первоуральска, пригласил к себе Дзяворука и сказал устало:
— Понимаешь, некому кино крутить. А ты, я слыхал, смыслишь в нем. Давай берись за это дело, надо людям настроение поднимать.
— Я когда-то занимался «немым» кино,— ответил в замешательстве Вячеслав Антонович,— а технику звукового не знаю.
По директор был неумолим:
— Ничего, разберешься. Причем обязанностей старшего мастера с тебя не снимаю.
Нелегко приходилось Дзяворуку. Каждый день 12 часов в механосборочном цехе, а вечером, четыре раза в неделю, два-три киносеанса. И хотя от усталости, недоедания и нервного перенапряжения Вячеслав Антонович едва не валился с ног, в урочный час он привычно занимал свое место в кинобудке.
Целых 16 лет Вячеслав Антонович совмещал основную работу с обязанностями киномеханика, даже став главным конструктором завода. И сейчас, когда за плечами без малого 80 лет, не замыкается ветеран в себе. До всего ему есть дело. Когда случилась авария па Чернобыльской АЭС, Дзяворук, уроженец Украины, внес в фонд помощи пострадавшим свою месячную пенсию — 120 рублей. Он часто бывает в школах и общежитиях Первоуральска, часто рассказывает о первом учителе Владимира Ильича Ленина.

ПАМЯТНИК В ТУЛЬСКОМ КРЕМЛЕ
Рассказ об этом бюсте Карла Маркса, сделанном каслинскими умельцами в далеком 1920 году, следует начать с трагической истории.
…Случилось это 21 октября 1905 года в Туле. Именно тогда в Успенском соборе Тульского кремля проходила торжественная служба, посвященная коронации царя Николая И. Большинство прихожан составляли местная знать, купцы, ярые черносотенцы. После молебна эта фанатичная толпа верноподданных избивала всех «подозрительных»— рабочих, интеллигентов, молодежь.
В кремлевском саду собрались рабочие оружейного, патронного и других заводов и фабрик. На митинге рабочие Тулы приняли петицию. Губернатор обещал навести «мир и спокойствие среди граждан». По как только рабочие отошли от его особняка, отдал распоряжение полиции и казакам помочь черносотенцам разогнать революционно настроенных демонстрантов. В результате неравной схватки 25 демонстрантов было убито, более ста ранено.
Прошли годы. Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. В городе русских оружейников, на месте кровавой схватки тульских рабочих и черносотенцев, решили установить памятник. Заказ поручили умельцам Каслинского завода на Урале. Формовали отливку знаменитые мастера М. А. Дукаев и М. И. Зацепин. Этот чугунный бюст считается одним из первых памятников Карлу Марксу.
Открытие бюста приурочили к 20-й годовщине кровавых событий у кремлевской стены. С 1925 года он возвышается на главной аллее сада оружейников, вблизи Одоевских ворот древнего кремля. Бюст К. Маркса на белом мраморном пьедестале. У основания — две плиты из красного гранита.
В торжествах принял участие выдающийся деятель рабочего движения член ЦК Компартии Германии Вильгельм Пик.
В. ПЛЕШАКОВ



Перейти к верхней панели