Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Биологи подсчитали: на иных птицефабриках пасюки (серые крысы) утаскивают в день до 600 свежих яиц. Они орудуют и на мясокомбинатах, и в свинарниках, и в портах. Ряды мрачных цифр! К тому же ущерб от загрязненных ценных пищевых продуктов вообще учтен слабо.
И еще: не менее .вредны дикие популяции серых крыс (так и хочется сказать — серых разбойников, хотя это название и прилипло к волкам). На рисовых чеках пасюки — тоже вредная сила. Каждый зверек за сезон уносит полтора килограмма  зерна.
Верно сработала интуиция у писателя Юрия Нагибина: надо внимательно приглядеться к неистовым раттусам! Когда они строят гнездо, тащат все — бумагу, ткани, резину, пенопласт, проволоку, стекловолокно. Грызут тоже все подряд материалы, чтобы стачивать резцы. Опасность от этого их поведения особая. Ведь они проникают в электростанции. И там происходят замыкания, случаются пожары. Крысы прогрызают водопроводные трубы из свинца, устраивая аварии. Проникают даже в самолеты (просто невероятная пронырливость!). Так они повредили провода в двух лайнерах во-время стоянки в одном из аэропортов Африки. Или был случай: на КамАЗе в качестве утеплителя стен торгово — складских помещений использовали ценополистерол, покрытый шифером. Крысы все это легко прогрызли. И там, в утеплителе, поселились.
От грызущей деятельности крыс в стране теряется несколько миллионов рублей в год. Они посягают также и на вещи, не имеющие цены. Портят в музеях документы, рукописи, редкие книги, старинные предметы исторического значения.
Дератизацию можно вести успешно. И в городах, и в животноводческих помещениях, и на полях, где пятая часть труда из-за грызунов в иных районах пропадает впустую. По рекомендациям биологов удается уничтожить девяносто процентов наглый иждивенцев, например, на мясокомбинатах. Но порой дело тормозит недальновидность. Из соображений меркантилизма не разрешают использовать для приманки свежие продукты. А осторожные раттусы на вазелин не клюют, заплесневелый хлеб не трогают…
Кто не слышал о раттусах? Однако изучены они так, что надо бы лучше. Поражает экологическая пластичность, многогранная приспособляемость этих грозных синантропов (они еще и источник инфекционных заболеваний). Трудный это объект для наблюдений. (Твари-то скрытные!) И психологически трудный. Даже многие биологи испытывают к ним отвращение. Один исследователь рассказывал мне, как он фотографировал в вольере черных раттусов. Лег с фотоаппаратом, чтобы сделать крупным планом снимки зверьков, нюансы их поведения. И они, волнуясь, дрожа от страха, все-таки мало-помалу стали все ближе подбегать к нему… И вот уже самые смелые пошли по его рукам, по спине, по голове, заглядывая в уши… Конечно, для небиологов эта картина — страшный сон.  Но тут видна суть раттусов. У них повышенное исследовательское поведение. Сей могучий инстинкт сильнее страха. Это он и сделал крыс злыми гениями выживаемости. Такое предположение высказал много лет назад крупнейший этолог, специалист по поведению животных, зарубежный ученый Конрад Лоренц.



Перейти к верхней панели