Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В нижнетагильском краеведческом музее экспонируется большой медный стол. На его столешнице выгравирована надпись: «Сия первая в России медь отыскана в Сибири бывшим комиссаром Никитою Демидовичем Демидовым по грамотам Великого государя и императора Петра Первого в 1702, 1705 и 1709 годах. А из сей первовыплавленной российской меди сделан оный стол в  1715 году». Вес стола четыреста шестнадцать килограммов, внешний вид его поражает изяществом и чистотой отливки. Экспонат уникальный. Однако надпись вызывает недоумение. Прежде всего сомнительно, что стол сделан из первой в России меди и что сделан он в 1715 году. Стол, конечно же, был отлит не из первой российской и даже не из первой уральской меди: Пыскорский на Каме, Сарынинский, Уктусский, Мазуевский и другие заводы выплавляли медь задолго до Демидовых. В самой надписи содержится и убедительное опровержение даты «1715». Никита Демидов носил звание комиссара до своей смерти в 1725 году, и, следовательно, «бывший» означает умерший, а Петр Первый, как известно, в 1715 году именовался только царем, титул императора ему присвоен после 1725 года. Отсюда вывод: медный стол изготовлен после 1725 года, то есть после смерти Никиты Демидова.
Кстати, где, кем изготовлен медный стол?
В 1951 году один из ленинградских институтов сделал анализ меди, из которой он отлит. Оказалось, посторонних примесей нет, по своей чистоте медь не отличается от очищенной современным способом.
Стол отличается красивой, оригинальной формой, исключительно высокой чистотой всех поверхностей.
Наконец, в XVIII веке в русской письменности употреблялась видоизмененная кириллица, введенная при Петре Первом. Надпись на медном столе резко отличается от кириллицы, зато по начертанию весьма близка к письменности дореволюционной России XIX века.
Можно предполагать, что создан стол на бронзолитейной фабрике Выйского завода выдающимся уральским умельцем, мастером-литейщиком Ф. Ф. Звездиным около 1835 года. В пользу этого утверждения говорят и художественные достоинства изделия, и стиль начертания надписи на столешнице, и исключительная чистота меди.
Но вот зачем понадобилось делать стол-фальсификатор истории? Тогдашние (XIX век) владельцы тагильских заводов сами заводскими делами уже не занимались, их интересовали лишь доходы, но зато они отличались тщеславием. Они никогда не забывали подчеркивать, что род Демидовых был «благодетелем российского государства». Так ради славы и возвеличивания рода в 1830 году в Нижнем Тагиле был сооружен довольно курьезный памятник, где один из Демидовых вручает дары коленопреклоненной России. Идея ясна: без щедрот Демидовых плохо пришлось бы стране.
Подобная же идея заложена, очевидно, и в медном столе. Надписью на столешнице Демидовы стремились утвердить общественное мнение в мысли, что они — не только первые люди по железному делу, но еще и первооткрыватели и основоположники медной промышленности в России, чем выручили страну в трудное для нее время.



Перейти к верхней панели