Среди имен, незаслуженно нами забытых, есть немало таких, что составляли в свое время гордость русской интеллигенции. С полным правом к ним можно отнести Евгения Петровича Михаэлиса.
Это был человек замечательных способностей, глубокого ума, большой эрудиции, волевой и смелый. Даже на далекой окраине царской России, вдали от столичных городов и культурных центров, он сумел проявить свой талант исследователя, ученого, общественного деятеля.
Родился он в Петербурге 26 сентября 1841 года в семье небогатого чиновника. Учился сначала в гимназии, потом в Царскосельском лицее, откуда перешел в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. За участие в студенческих волнениях в сентябре 1861 года он был арестован и, как один из зачинщиков, сослан сначала в Олонецкую, а потом в Тобольскую губернию под строгий полицейский надзор. Только благодаря стараниям матери в 1869 году ему было позволено поселиться в Семипалатинске.
С разрешения генерал-губернатора Западной Сибири он был принят 22 ноября 1869 года на должность помощника делопроизводителя хозяйственного отделения семипалатинского областного правления.
Начальство не могло не обратить внимания на ум и способности Михаэлиса, так как в провинции в то время было мало образованных людей. И в апреле следующего года он допускается к исполнению должности младшего чиновника особых поручений.
Сопровождая военного губернатора Семипалатинской области в поездке по краю в августе — сентябре 1870 года, Е. П. Михаэлис обратил внимание на следы древних ледников на Алтае и выходы горючих сланцев на поверхность в ущелье реки Кендерлык. В мае — июне 1871 г., он со вершает поездку в Зайсанский край и производит исследование угольносланцевых отложений у подножия хребта Сайкан, присоединившись к золотоискательской партии Р. Айтыкина. Он проследил пласт горючего сланца и каменного угля на длительном протяжении. И вскоре местное население стало потреблять горючий сланец в качестве топлива, особенно в хлебопечении, так как при сгорании он давал длинное пламя и очень хорошо нагревал свод русской печи. Спустя 13 лет на Кендерлыкском месторождении были открыты каменноугольные копи. С 1886 года здесь уже ежегодно добывалось от 160 до 250 тонн горючих сланцев и 820— 1150 тонн каменного угля.
В 1872 году Михаэлис командируется «для генеральной проверки и вообще за правом торговли и промыслов в казачьих землях Семипалатинской области и городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Павлодаре, ст. Каркаралинской и Зайсарском посту». В эту поездку он отправляется с большим воодушевлением, так как лучшей возможности для знакомства с краем, изучения культуры, быта, торговли и промыслов местного населения, для сбора археологического и этнографического материала получить было нельзя.
Водным, колесным путем и верхом летом 1872 года Михаэлис проехал более двух тысяч километров. Проезжая по алтайским горам и лесам, он был поражен великолепием природы и красотой здешних мест, обилием рек, богатством медоносной растительности. В Усть-Каменогорском уезде он обнаружил .большое количество пасек, а высокие качества алтайского меда привели его в восторг. Из всех городов ему особенно понравился тихий, окруженный со всех сторон зарослями тополей, вязов, черемухи и кустарников Усть-Каменогорск, очень выгодно расположенный на берегах живописных, рек Ульбы и Иртыша. Уже тогда, вероятно, возникла у него мысль со временем. переехать в этот городок, где он мечтал заняться пчеловодством и научной работой.
Из поездки по восточным окраинам Казахстана Е. П. .Михаэлис возвратился с богатыми впечатлениями и огромным научным материалом. Он обнаружил следы древних ледниковых образований нй Тарбагатае и Сауре и посвятил этому вопросу специальную научную статью, которая была направлена Русскому Географическому обществу, а в 1886 году с сокращениями напечатана в одном из научных — журналов Англии.
Мало кому известно, что Е. П. Михаэлис почти три года был редактором «Семипалатинских областных ведомостей». Не случайно в 1875— 1878 гг. на страницах этой газеты, помимо официальных сообщений, нередко появляются статьи краеведческого характера. Прекрасно изучив экономику и культуру края, Е. П. Михаэлис с 1875 года принимал участие в составлении отчетов и статистических приложений к ним. Они отличаются обстоятельностью’ и до сих пор служат основой для изучения экономики и культуры восточных окраин Казахстана в дореволюционный период. С образованием в 1878 году в Семипалатинске областного статистического комитета Е. П. Михаэлис становится его первым секретарем. Комитет объединил многих интересных и образованных людей, некоторые из них были политическими ссыльными-народовольцами. По инициативе и под руководством Михаэлиса в Семипалатинске в марте 1882 года была проведена однодневная перепись населения, результаты которой имели большую общественную значимость и послужили образцом для подобных исследований в дальнейшем.
Е. П. Михаэлис и другие сотрудники статистического комитета неутомимо собирали коллекции по археологии и зоологии, создавали библиотеку.’ Коллекции и книги были положены в основу открытых 11 сентября 1883 года областного музея и общественной библиотеки.
Е. П. Михаэлис близко познакомился с жизнью и обычаями казахского народа. Он был хорошим знатоком устной поэзии казахов. «Ему всецело киргизская степь обязана тем, что не погиб бесследно крупный поэтический талант, открытый Михаэлисом в лице киргиза Чингизской волости Семипалатинского уезда Ибрагима (Аб’ая) Кунанбаева»,— отмечал в своей статье «Памяти Евгения Петровича Михаэлиса» известный краевед и исследователь степного края Б. Г. Герасимов.
В известном романе талантливого советского писателя Мухтара Ауэзова «Путь Абая» Евгений Петрович Михаэлис выведен под именем Е. П. Михайлова. В своем герое автор раскрыл лучшие черты представителей русских революционеров-демократов 60—80-х годов. И хотя этот образ является собирательным, в нем зримо просматриваются не только характерные черты внешнего облика Евгения Петровича Михаэлиса (открытый лоб, мужественное лицо, широкая темная борода), но и его биография, принадлежность к передовым кругам революционной демократии.
По свидетельству Мухтара Ауэзова, который в эпопее «Путь Абая» выступает не только как великолепный мастер слова, но и как исследователь глубинных социальных процессов, знакомство Михаэлиса с Абаем произошло в Семипалатинской общественной библиотеке. Абай просил у библиотекаря номер журнала «Русский вестник», в котором было напечатано одно из произведений Льва Толстого. Услышав это, Михаэлис подошел к Абаю и, передавая ему книгу, представился. Разговорились. Из библиотеки они вышли вместе. Михаэлиса заинтересовал казах, читающий Толстого и озабоченный судьбой своего народа. А внимание Абая привлек умный и образованный’русский, с которым он чувствовал себя легко и свободно. Прощаясь с Абаем, Михаэлис сказал: «У вас, казахов, слишком мало образованных людей… А чтобы разобраться, где правда, где обман, нужно много знать. Только тогда вы будете полезны своему народу… Русские книги вам в этом помогут. А я с удовольствием буду вашим, так сказать, советником по самообразованию, благо у меня есть кой-какой собственный опыт в этом деле…»
Познакомившись с Абаем поближе, Михаэлис увидел в нем поэтическое дарование и, чтобы не дать заглохнуть его таланту, умело стал направлять учебу своего друга, приобщая его к передовой русской и европейской литературе. По рекомендации Е. П. Михаэлиса Абай познакомился со многими трудами Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. В. Шелгунова и других видных публицистов, с книгами зарубежных авторов.
Талант Абая проявился во многих его поэтических произведениях и написанных в прозе «Назиданиях», которые получили широкую известность. Великий казахский поэт стал основоположником казахской письменной литературы нового реалистического и демократического направления и казахского литературного языка. Выступая за просвещение казахского народа, приобщение его к передовой русской культуре, Абай писал в своих «Назиданиях»: «Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно…»
В течение ряда лет, пока Е. П. Михаэлис жил в Семипалатинске, Абай Кунанбаев виделся с ним в зимнее время почти ежедневно. И до последних дней своей жизни великий поэт с благодарностью и трогательной любовью говорил о своем русском друге и учителе.
В 1882 году Е. П. Михаэлис, формально освобожденный еще в 1878 году от полицейского надзора, переезжает в Усть-Каменогорск, чтобы вплотную заняться научной работой и пчеловодством. Остаток своей жизни он решил посвятить науке и культуре, осуществлению преобразований в Усть-Каменогорске. И, как показала жизнь, во многом преуспел.
В те годы это был захолустный уездный городок, где проживало около пяти тысяч человек, насчитывалось всего пять- немощеных улиц и около 600 деревянных домов. Основной достопримечательностью здесь считалось двухэтажное кирпичное здание трехклассного городского училища, открытого в 1881 году. Имелось одно женское приходское училище, а также интернат для казахских мальчиков, церковь, татарская мечеть, несколько кожевенных и мыловаренных заводов, торговые ряды на базарной и сенной площадях.
Население города было почти сплошь неграмотным. Жизнь текла скучно и однообразно, драки, скандалы были обычным явлением. Словом, Усть-Каменогорск того времени скорее напоминал большую деревню, нежели город. Вот здесь Михаэлису и предстояло прожить еще более 30 лет.
С первых же дней пребывания в Усть-Каменогорске Е. П. Михаэлис обратил на себя внимание впечатляющей внешностью: массивная голова, широкая черная, в больших белых проседях, борода, выразительные умные глаза, в которых застыла не то боль, не то печаль. Взгляд смелый, проницательный, движения сдержанные, но энергичные. Руки большие, натруженные, привычные ко всякой работе. Говорил остроумно, прямолинейно, часто резко. Хороню умел осаживать чванство и спесь, остроумно развенчивал страдающих манией величия. Всегда и неизменно дорожил человеческим достоинством, в защиту которого выступал энергично.
Оригинальный и своеобразный, dh невольно обращал на себя внимание всех, кто с ним встречался, а тем более имел возможность беседовать. «Люди с таким сильным интеллектом, как Михаэлис, не затеняются в толпе… Это было большое судно, которому следовало бы плавать не по сибирским захолустьям»,— отмечал Б. Г. Герасимов, который многие годы был дружен с Е. П. Михаэлисом.
Достоверно известно, что Евгений Петрович Михаэлис в этот период вместе с политссыльным Адамом Бяловеским занимался составлением геологической карты Усть-Каменогорского уезда. Работа была успешно завершена. О научной значимости наблюдений и выводов о ледниковом периоде на Алтае, сделанных Е. П. Михаэлисом и А. В. Бялазеским, свидетельствует то, что их статьи были перепечатаны в 1915 году академиком В. А. Обручевым в журнале «Землеведение», а позднее вошли в трехтомник его избранных грэизведений в качестве приложения к статье «Алтайские этюды».
На лодке собственной конструкции Михаэлис в 1889 году совершил плавание вверх по Иртышу и озеру Зайсан. Во время плавания занимался изучением геологического строения берегов реки и озера, их донных поверхностей, глубин, колебания уровня воды в различное время года, возможности судоходства по Черному Иртышу. Им были собраны подробные сведения о пароходном и карбасном судоходстве, а том числе о сплаве руд из Зырянского рудника на Алтайские горное заводы.
Состоя членом Усть-Каменогорской городской думы около трех десятилетий, Е. П. Михаэлис вместе с кругами политическими ссыльными Э. Ф. Костюриным, А. Н. Федоров, И. В. Емельянцевым, Ц. О. Тэюевичем, В. Л. Иньковым и Е Ф. Гинтовт-Дзевялтовеким) многое сделали для благоустройства города и его — культурного развития. По их инициативе в Усть-Каменогорске 20 марта 1896 года была открыта библиотека, одна из старейших в Казахстане. Большую часть книжного фонда составили личные книги городской интеллигенции и политических ссыльных. Они не только отдавали свои личные библиотеки на благо просвещения народа, но и вносили деньги на пополнение фонда. Уже к концу 1898 года в. библиотеке насчитывалось 830 книг и 384 единицы периодических изданий 33 названий.
В 1920 году книжный фонд Усть-Каменогорской библиотеки уже насчитывал пять тысяч томов. После установления Советской власти эта библиотека сыграла большую роль в ликвидации неграмотности населения. В 1937 году ей присвоили имя А. С. Пушкина, а в 1939 году, в связи с образованием Восточно-Казахстанской области, она была преобразована в областную.
Евгений Петрович Михаэлис, уделявший в свое время большое внимание изучению геологического строения Калбинского хребта и сбору образцов горных пород, интересовался и золотоносными месторождениями. В пределах Восточного Казахстана Михаэлисом было открыто несколько месторождений золота. Не случайно поэтому золотопромышленники часто обращались к нему за советами и помощью, и в своей домашней лаборатории он делал для них анализ пород, помогал в проектирований разного рода механических приспособлений на приисках.
Взаимные интересы свели с ним известного ученого нашей страны академика Обручева. «Весной 1911 года,— вспоминает В. А. Обручев,— я получил предложение Российского золотопромышленного общества поехать в Семипалатинскую область, чтобы принять участие в экспертизе нескольких золотых рудников, предлагаемых Обществу.
…Усть-Каменогорск… представлял собою большое село. Гостиницы в городе не было, и мы остановились в какой-то пустовавшей квартире из нескольких комнат, но без всякой мебели, в которой провели два дня… Разыскали уполномоченного Российского золотопромышленного общества… От него же я узнал, что в городе издавна проживает старый политический ссыльный народоволец Е. П. Михаэлис, небольшие труды которого по древнему оледенению Тарбагатая и Алтая были мне известны. По окончании срока ссылки он не уехал за Урал, где у него никого уже не было, а остался в городе и принимал участие в городском самоуправлении и сибирской периодической печати. Я посетил старика, еще очень бодрого и жизнерадостного, жившего в небольшом домике, и провел у него два часа».
Так состоялось знакомство знаменитого академика с Е. П. Михаэлисом.
Умер Е. П. Михаэлис 2(15) декабря 1913 года от паралича сердца. Посвящая его памяти специальный выпуск «Записок Русского Географического общества», коллектив ученых писал: «…При благоприятно сложившихся обстоятельствах Михаэлис мог бы быть вторым Менделеевым. Е. П. Михаэлис был алмаз, к глубокому сожалению, не получивший должной оправы. Приходится сожалеть, что этот блестящий метеор не занял подобающего ему места на научном небосклоне».