Сказано: о любом человеке, о каждой жизни можно написать роман. Жаль, что на всех не найти личных биографов. Дневники, которые пишут люди для себя, это тоже своего рода романы — безыскусные, не очень умелые, сводящие жизнь к самому простому ее изображению, но зато предельно честные, и уже в этом одном их уникальность.
Во многих домашних архивах хранятся дневники-жизнеописания, дневники-раздумья самых разных людей — хранятся как память об авторах, которым не суждено больше написать ни строчки. Как всякие человеческие документы, они заслуживают внимания. То же можно сказать и о дневниках, которые ведутся при жизни. Они личны, и поскольку трудно бывает определить их общественную значимость и поучительность наверно, не стоит спешить их обнародовать. Но и не стоит спешить уничтожать! Это — книги в единственном экземпляре, и написаны они про жизнь.
Я представляю себе удивительную библиотеку, где собраны рукописные тетрадки. Дневники старика, женщины, солдата, юноши… Дневники полководца, сталевара, учителя, врача… Дневники начала и середин:» века, наших дней… Какой документальный материал можно собрат Какие пласты характеров, какие эпохальные свидетельства вобрал бы этот самый демократический жанр. Он откроется только терпеливому читателю, который, не сетуя на почерк и не прыгая через «скучные» страницы, выберет себе — не героя — человека, и захочет пройти его путь ошибаться его ошибками, открыва его ежедневные печали и радости, сохранившие жизненный привкус, не отшлифованные сюжетом и мастерским пером стилиста.