Пятнистый Харюзок стал вожаком молодежного табунка, и ночью повел однолеток в верховья. Шли несколько ночей, по утрам охотились, в полдень засыпали под корягами, в ямах, на глубоких выбоинах. Это был первый весенний ход молодых самцов. Когда стали попадаться самки, табунок начал редеть, рассыпаться. Прошло еще несколько ночей, и пятнистый остался один.
Однажды он заметил в узкой протоке светлобрюхую самочку и поплыл к ней. Она дожидалась его и, играя, стала спускаться к перекату. Летала над перекатом белокрылая моль, в ямах шныряли личинки, а пятнистый Харюзок видел только светлобрюхую самочку, тоненькую, нежную…
Вдруг потемнело все. Самочку подхватило течение, понесло к камням. Рядом с ней плыли, крутясь, желтые икринки. Ничего не понимая, пятнистый Харюзок терся брюхом о камни и глядел вверх, не видя ни солнца, ни зеленого берега. Черная пелена легла на светлую воду, что-то липкое застилало глаза..Он выбрался из почерневшего русла в лопушник — там остались оконца чистой воды. А светлобрюхую самочку снесло, прибило к камням.