Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Маленькие, невзрачные на вид камешки прислали в редакцию журнала следопыты Ишимбайской средней школы № 5. Они разыскали их на пашне у деревни Арметово, расположенной к востоку от города Стерлитамака.
По преданию, в этом районе в 1824 году разразилась гроза. Она сопровождалась градом. После грозы и остались камни, названные «градовыми». Размер большинства — несколько миллиметров по длине ребра и примерно один сантиметр в диаметре.
Некоторые имели четырехугольное очертание и фигуру креста на плоской стороне. Это породило легенды о том, что якобы господь бог послал с неба необычный град, чтобы поразить ослушников. Другие были в форме шестиугольника и пятиугольника, со своеобразным, странным рисунком на поверхности, в котором досужие исследователи видели и голову оленя, и магические знаки, и многое другое. Третья группа представляла объемные многогранники, сходные по форме с гранатами.
Цвет камешков — от каштанового до светло-коричневого, с полированными, блестящими гранями.
Первые градовы камни в том же, 1824, году доставили в Российскую Академию наук. С тех пор и началась длительная дискуссия о их происхождении.
Это метеориты, — утверждали одни. Но такие авторитеты, как основоположник науки метеоритики Э. Хладний и академик Севергин отвергли такое предположение.
Другие ученые усматривали в рисунках на некоторых плиточках типичные знаки монет и утверждали, что место находке в нумизматических коллекциях.
— Перед нами явные псевдоморфозы минерала гидрогетита по гранатам и колчеданам,— заявили минералоги.
Под воздействием воды и газов минералы иногда растворяются, выносятся с места своего первоначального обитания, заменяются другими, повторяющими форму первоначального минерала. Это и есть камни-обманщики, или псевдоморфозы.
— Вот и здесь,— продолжали минералоги,— гидрогетит (гидрат окиси железа) принял форму, оставшуюся от растворения железного колчедана и граната.
И все-таки как же возникли градовы камни?
Прежде всего , кто сказал, что они выпали с градом? Оказывается, никто из ученых не мог подтвердить этого. Все они присоединились к мнению тех мальчишек, которые обнаружили плиточки на пашне сразу же после дождя. А вот в 50 километрах к западу от деревни Арметово, в Лееашовке, града не было, а точно такие же камни находили. Ливень просто освежил почву и «проявил» все то, что было на ее поверхности. А так как самым сильным впечатлением дня был град, то и приписали находке градовое происхождение.
А что, если поискать разгадку в мире живых существ или, вернее, а мире окаменелостей?
Первое сопоставление с изображениями в палеонтологических справочниках дало интересные результаты. Да! Это отпечатки живых существ, населявших нашу землю в палеозойскую эру. Плиточки и многогранники с различными узорами на поверхностях известны среди представителей иглокожих и губок.
Одни палеонтологи сообщили мне, что некоторые из градовых камней — части скелета полностью вымерших животных, называемых рецепта-кулитами. Другие считают, что представленные им на определение плиточки принадлежат к типу иглокожих. Их можно отождествить с представителями рода амигдалоциститес.
И рецептакулиты, и амигдалоциститы жили около четырехсот миллионов лет назад.
Тайна следопытской находки еще полностью не раскрыта. Сейчас этим занимаются специалисты. Ясно одно, что градовы камни — это следы представителей древнего мира Урала. Уточнение их названий не за горами.



Перейти к верхней панели