Удивительные деревья
На пути из села Дерябина в деревню Отрадново (Свердловская область) на правой стороне дороги растет забавное дерево. Толстый ствол его с пятиметровой высоты расходится на три вершины: средняя — сосновая, а две — кедровые. На сосновой растут мелкие шишки, а на кедровых — крупные, с орешками. Если внимательно осмотреть ствол, го можно заметить на коре шов, идущий от самых корней до развилки. Очевидно, близко друг к другу росли когда-то сосна и кедр, потом молодые стволы срослись.
Еще более удивительное дерево растет в Синячихинском районе, между поселками. Вогулка и Пустынка. Ему сейчас не менее 160 лет. Высота дерева 23 метра, толщина 50 сантиметров. Но гладкий ствол сосны идет в высоту. только до 8 метров. Отсюда, делая колено, параллельно сосновой вершине, отходит кедровый ствол.
Как это произошло?
Примерно в семидесятых годах прошлого столетия от сосны отвалился отмерший сучок. В небольшое дупло кедровка или белка занесла орешек. Он пророс, и корешок соединился с камбиальным слоем дерева. Судя по толщине, кедр растет на живой сосне не меньше 75 лет. Он давно плодоносит и уже дал свое потомство.
В Гаринском районе, около поселка Портах, растет дерево, ствол которого сосновый, а вся крона кедровая.
Такие причудливые деревья нужно взять на учет и охранять их для научных наблюдений и исследований.
М. ПЕТРОВ, лесовод
Как речку теряли
В окрестностях села Покровского, на правом берегу речки Бобровки, — крупная животноводческая ферма.
Приволье здесь скоту, кормов вволю. Одна беда — не хватает питья коровам, хоть и речка по соседству. Пригонит пастух стадо к Бобровке, первые ряды коров зайдут, взмутят воду, а другие — пить отказываются. Пробовали подвозить воду — дорого.
Решили сделать искусственное водохранилище. Неглубокое, не выше колен, но большое по площади, чтобы все стадо разом пустить.
Пришел совхозный бульдозер, выкопал котлован и канаву, которою соединил будущее водохранилище с рекой. Стали ждать, когда водохранилище наполнится водой. Но странное дело — Бобровка повернула по новому руслу, дошла до котлована и исчезла. Ждали несколько дней — вода так и не появилась в котловане.
Геологи объяснили животноводам, что водохранилище запланировали над карстовыми полостями известняка. В них и ушла вода.
Пришлось Бобровку пустить по старому руслу.
И. КОВЕРДА
Семь лиственниц
Ханты дали этому поселку поэтическое название — Лабытнанги, что в переводе на русский обозначает «семь лиственниц».
Люди обжили здешние, когда-то нехоженые места. Улицы новых домов с каждым годом оттесняют тундру. Паровозные гудки разрывают утреннюю тишину. Отсюда ежедневно отправляются эшелоны с сибирским лесом для шахт Воркуты, вагоны с деликатесной рыбой. А ночами зарева электрических огней разгоняют тьму.
Недавно мне удалось услышать о том, кто первым поставил свою избу у семи лиственниц более пятидесяти лет тому назад.
Летом 1901 года бывший моряк Герасим Никитич Канев нанялся на лето ловить рыбу для купца Чупрова. Стоял в ту пору на крутом берегу один чум ханты Ванды Русколамова. Старый хант считал всю округу своей собственностью. И никто не имел права без его разрешения охотиться или удить рыбу. На сезон он продавал некоторые речушки и соры для ловли рыбы. Сор, расположенный напротив чума, постоянно арендовал купец Чупров.
Привольные места понравились Герасиму Никитичу Кареву. В том же году он купил чум Ванды и поставил у семи лиственниц свою избу. А вскоре рядом появились новые избы.
В 1924 году при помощи Канева в поселке была открыта первая школа. Обучение в ней велось на языке коми. С организацией колхоза Герасим Никитич стал его первым председателем.
Так с легкой руки хорошего человека за Полярным кругом родился рабочий поселок Лабытнанги.
А. ВАХНИН