Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Осенью 1901 года в Москву без особых радужных надежд на будущее приехал выпускник Пермского реального училища Борис Шапошников. Отец его, мелкий служащий Златоустовского завода, не имея возможности платить за обучение сына в высших учебных заведениях Российской империи, посоветовал ему избрать военную карьеру. Конечно, ни о каких привилегированных юнкерских школах не могло быть и речи: Бориса Шапошникова не подпустили бы к ним и на ружейный выстрел. Пришлось довольствоваться Московским Алексеевским училищем, куда имели доступ и дети «служилой интеллигенции».
Два года в Москве пролетели незаметно. Молодого уральца неожиданно увлекли военные науки, и в день выпуска его фамилия за достигнутые успехи была занесена на почетную мраморную доску.
Окончившие училище по первому разряду имели право сами выбирать себе место дальнейшей службы, но Шапошников не воспользовался этой возможностью. Ни петербургская лейб-гвардия, ни московские полки его не привлекали. Он решил ехать в далекий Туркестан, где можно было скромно прожить на жалование подпоручика, материально помогать родителям и готовиться к поступлению в академию генерального штаба. В 1907 году, блестяще сдав все экзамены, он стал слушателем этой академии…
Октябрьскую революцию командир 16-го гренадерского Мингрельского полка, полковник генерального штаба Борис Михайлович Шапошников встретил в окопах Кавказского фронта. С детства ему приходилось сталкиваться с тяжелым бытом уральских «мастеровых», во время Златоустовского расстрела он потерял кое-кого из друзей, в армии почти ежедневно был свидетелем грубого произвола, а мировая война по настоящему обнажила перед ним всю гнилость старой России. Поэтому Шапошников без колебаний перешел на сторону молодой Советской Республики и все силы и знания отдал строительству Красной Армии. Весной 1918 года его назначили помощником начальника оперативного управления Высшего Военного Совета…
Рождение молодой Страны Советов вызвало злобу и страх у буржуазии всех мастей. На помощь свергнутым эксплуататорским классам России пришли империалисты четырнадцати держав. Под их покровительством внутренняя контрреволюция развязала гражданскую войну. Подавляющее большинство кадровых офицеров старой армии бежало на Дон, на Кубань, на Украину, в Оренбургские степи, в Сибирь, на Дальний Восток и возглавило там реакционные силы.
Борис Михайлович Шапошников был одним из немногих высших офицеров старой армии, помогающих создавать армию рабочих и крестьян. После службы в оперативном управлении Высшего Военного Совета он находился в Высшей Военной инспекции, а с начала 1919 года был Направлен на юг страны помощником начальника штаба Наркомвоенкора Украины…
Осенью 1919 года, когда Колчак был отброшен в глубь Сибири, наибольшую опасность для молодой Страны Советов представлял Деникин, достигший к этому времени значительных успехов. Его конница сумела занять Орел и Воронеж. Среди военных специалистов, направленных тогда советским командованием на фронт для усиления Полевого штаба Реввоенсовета Республики, был и Борис Михайлович Шапошников.
За участие в разработке и в проведении решающих боевых операций по разгрому войск Деникина, а затем белополяков и Врангеля Шапошников награждается орденом’ Красного Знамени, а в феврале 1921 года, после реорганизации Полевого штаба Реввоенсовета Республики назначается в штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии первым помощником начальника штаба РККА.
Всю свою многогранную деятельность после гражданской войны Борис Михайлович Шапошников направил на укрепление боеспособности армии и Военно-Морского Флота.
«Для решения грандиозных задач новой эпохи,— говорил он,— трудящиеся Советской страны в своем мирном труде должны быть гарантированы от нападения агрессоров…»
«Я знаю Бориса Михайловича Шапошникова с 1923 года,— вспоминал генерал армии А. В. Хрулев.— Работал вместе с ним в Московском военном округе, когда он был командующим войсками округа. Был тесно связан с ним, когда он в 1928 году работал в должности начальника Генерального штаба, соприкасался вплотную с его работой в академии и в последующие годы, когда он командовал войсками Ленинградского и Приволжского военных округов и вновь был начальником Генерального штаба и заместителем Наркома обороны.
Борис Михайлович был высокообразованным военным работником, знал великолепно историю военного искусства. Он обладал самыми лучшими человеческими качествами, всегда отличался в своей деятельности педагогичностью и методичностью, был исключительно тактичным при заслушивании докладов подчиненных…»
В 1930 году начальник Генерального штаба РККА Шапошников вступает в ряды Коммунистический партии. «13 лет идя рука об руку в своей работе с Всесоюзной Коммунистической партией,— писал он в заявлении,— проводя за это время неуклонно линию этой партии во всей своей жизни, борясь вместе с ней на фронтах гражданской войны за дело Ленина, я прошу, если окажусь достойным, принять меня в ряды Всесоюзной Коммунистической партии, дабы до конца своей жизни трудом и кровью защищать дело пролетариата в его железных рядах…»
В 1932—1935 гг. Шапошников был начальником и военным комиссаром Военной академии имени М. В. Фрунзе. В это время гитлеровская Германия при попустительстве западных держав начинала усиленно готовиться к развязыванию второй мировой войны. Создавшаяся обстановка требовала увеличения оборонной мощи Советского Союза. Военная академия имени М. В.Фрунзе под начальством Б. М. Шапошникова вносила большой вклад в это дело, готовя высокообразованные командные кадры Красной Армии. «…За умелое и выдающееся руководство боевой и ‘ политической подготовкой академии» он был награжден орденом Красной Звезды.
Вновь возглавив Генеральный штаб РККА, Шапошников принимает активное участие в дальнейшей перестройке Красной Армии, в ее перевооружении и технической реконструкции. Перед началом Отечественной войны его назначают заместителем Наркома обороны. После вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников (это звание ему было присвоено 7 мая 1940 года) снова становится начальником Генерального штаба. Под его руководством работники Генерального штаба принимают все меры к тому, чтобы покончить с дезорганизацией управления войсками, которая создалась на фронтах в первые недели войны…
В последние годы жизни Борис Михайлович Шапошников возглавлял Высшую Военную академию Советской Армии. Всего лишь полтора месяца не дожил он до победного окончания Великой Отечественной войны. Но, руководя академией, Борис Михайлович направлял все свои силы на то, чтобы приблизить этот конец.
Урна с прахом Маршала Советского Союза Шапошникова была замурована в Кремлевской стене, а в Музее Советской Армии ему посвятили специальный стенд. Рядом с портретом на стенде — подарки, преподнесенные в свое время уральскими рабочими — барельеф, отлитый из чугуна первой плавки Магнитогорского металлургического комбината, и топор, сделанный на Златоустовском инструментальном заводе.
Весной 1918 года на Урале ученик камышловской гимназии, сын сельского фельдшера Филлип Голиков записал в своем дневнике:
«Сегодняшний день, 13 апреля 1918 года, запомнится мне навсегда. Такого еще не было в моей жизни за все семнадцать лет. Я стал членом РКП (б)— Российской Коммунистической партии (большевиков)…»
А 27 июля молодой коммунист в тяжелых сапогах и с шинельной скаткой на плечах вместе с красноармейским отрядом покидал Камышлов, чтобы драться с наступающими белогвардейцами и мятежниками из чехословацкого корпуса. Через неделю этот отряд был влит в 3-й батальон 1-го Крестьянского Коммунистического полка, получившего вскоре наименование полка Красных Орлов. Так начиналась военная служба Филиппа Ивановича Голикова.
Наотрез отказавшись от предложенной ему «карьеры» писаря, он пошел в строй рядовым пулеметчиком, и враги не один раз испытывали на себе меткость его пулеметного огня. Но товарищи знали Голикова не только как хорошего пулеметчика. В красноармейских газетах часто печатались его статьи и корреспонденции, часто приходилось ему выступать и на многочисленных митингах. Пропагандистские способности юноши были замечены командованием, и в январе 1919 года особым приказом он был «откомандирован из полка на двухмесячные курсы агитаторов в Петроград», а после их окончания направлен политработником в III Армию Восточного фронта, ведущую упорные бои с Колчаком. В Петрограде Голиков видел и слышал Владимира Ильича Ленина.
«Владимир Ильич,— записывал он 13 марта 1919 года в дневнике,— говорил о самом важном: о Советской власти и ее укреплении, о текущем моменте и И! Интернационале, о продовольственном вопросе и мерах Совнаркома по борьбе с голодом… Рассказал нам товарищ Ленин и о восстановлении разрушенного хозяйства, об успехах Красной Армии на Дону и на Украине…»
Это «самое важное», сказанное Лениным, и стало для молодого политработника направляющей линией в его деятельности. О «самом важном» он помнил и когда был агитатором, и председателем полкового партийного коллектива, и инструктором политотдела по работе среди крестьян в уральских и сибирских деревнях, освобожденных от Колчака наступающей Красной Армией…
В ноябре 1919 года в городе Тюкалинске тиф надолго вывел его из строя. Но за время болезни Голиков мечтал только об одном: «лишь бы снова в Красную Армию…»
И мечта сбылась: его оставили в строю, и после гражданской войны он занимает ряд руководящих командных и .военно-политических должностей в различных воинских соединениях, но чувствует, что знаний порой не хватает. Страна Советов с каждым месяцем все более и более набирает темпы, вместе с ней растет и ее армия, я с армией должны расти командиры и политработники. В 1931 году Голиков становится слушателем Военной академии имени М. В. Фрунзе.
Там он слушал лекции своего земляка Б. М. Шапошникова «Навсегда останутся в памяти,— вспоминал позднее Филипп Иванович,— его содержательные и яркие лекции по истории советско-польской войны, его большое внимание к слушателям, обширная общая и научная эрудиция, высокая требовательность к слушателям, терпение и такт в руководстве подчиненными…»
В начале Великой Отечественной войны молодой генерал Голиков вновь встретился со своим земляком. Он был назначен в Генеральный штаб РККА заместителем Шапошникова. Но недолго они работали вместе. Уже в ноябре 1941 года Голиков принял под свое командование десятую Армию, действующую под Москвой.
Эта армия включилась в контрнаступление наших войск 6 декабря со стороны Рязани и 10 декабря, громя дивизии 2-й танковой немецкой армии, уже вышла к Дону. Фамилия молодого генерала Голикова вместе с фамилиями других полководцев, руководивших разгромом гитлеровцев под Москвой, отмечалась тогда не раз в сообщениях Советского информбюро…
В августе 1942 года, когда фашистские полчища, стремясь взять реванш за зимнее поражение, начали наступление в район Нижней Волги, генерал-лейтенант Ф. И. Голиков был назначен заместителем командующего Юго-западным фронтом и принимал непосредственное участие в великой битве на Волжских берегах.
В конце. 1942 года, после разгрома фашистских войск в районе Нижней Волги, Советская Армия перешла в наступление и на других фронтах. Командующим Воронежским фронтом стал генерал-лейтенант Ф. И. Голиков. Вместе с командующими армиями он тщательно изучал состояние обороны противника и сам бывал на всех намечавшихся участках прорыва. Шестого января он прибыл на участок прорыва 18-го отдельного стрелкового корпуса и руководил здесь проведением командирской разведки на главном направлении наступления корпуса, лично уточнил и наметил исходные позиции для атаки, направление главного удара, пути подхода. Особое внимание командующим фронтом было обращено на организацию сети наблюдательных пунктов командиров соединений, частей.
Благодаря такой тщательной подготовке, войска Воронежского фронта за пятнадцать дней наступления полностью выполнили поставленную перед ними задачу — окружили и уничтожили крупные силы врага, оборонявшиеся на Дону между Воронежем и Кантемировкой, и продолжали движение дальше, на Украину.
В середине 1943 года генерал-лейтенант Голиков был отозван в Москву на новую должность — заместителя Наркома обороны…
После окончания Великой Отечественной войны Филипп Иванович занимал ряд высших должностей в Советской Армии: командовал отдельной механизированной армией, был начальником Военной академии бронетанковых войск. Сейчас он начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. 9 мая 1961 года ему присвоено звание Маршала Советского Союза.



Перейти к верхней панели