Свидетельство Глубинной книги
Была у наших предков любимая книга. Ею зачитывались цари и бояре русские и простой народ. Калики перехожие — странники убогие, певцы и сказители былин и народных песен — еще на заре истории Российского государства, в XII веке, пели по городам и селам стихи из Книги глубинной. Она была названа так «от глубины премудрости в ней заключающейся».
Очень популярное это было сочинение. В незапамятные времена сказания Глубинна книги занесены были в старые рукописные списки — древнейшие памятники нашей культуры.
Глубинная книга — другое ее название «Книга Голубиная»— давала ответы (конечно, в соответствии с познаниями своей эпохи) на вопросы, которые во все века волновали людей: «Отчего зачался у нас белый свет? Отчего зачалось солнце красное… млад-светел месяц? Отчего зачались звезды частыя, мир-народ божий»?
Но сейчас нас интересуют другие вопросы «глубинной премудрости»: старое народное сочинение повествует о каком-то странном фантастическом существе, очень любопытном создании.
У нас Индрик-зверь всем зверям зверь,
И он ходит по всему свету белому,
И он копал рогом мать сыру землю,
Выкопал ключи все глубоким.
Куда хочет идет по подземелью,
Яко солнышко по поднебесью,
Он проходит все горы белокаменныя,
Прочищает ручьи и проточины.
Пропущает реки, кладези студеные,
Куда зверь пройдет, тута ключ кипит,
Когда этот зверь поворотится,
Воскипят ключи все подземные,
Когда этот зверь возыграется,
Вся вселенная всколыбается.
Все зверья земные ему, зверю, поклонятся.
Никому обиды он не делает.
Совершенно невероятный зверь! Полно, да был ли такой? Но, оказывается, народное творчество, создавая необыкновенный образ Индрика-зверя, не витало в области одной лишь беспочвенной фантазии. Материал для этой легенды дали сказителям жизнь и реальные наблюдения.
Вспомним признаки Индрика-зверя, перечисленные в сказании.
Зверь этот огромен и живет под землей. Роет рогом подземные ходы и тоннели и тем самым открывает ключи, прочищает подземные источники и наполняет озера и реки водой. А когда «взыграет», он становится и причиной землетрясений. Это не хищный зверь — мирный гигант «никому обиды не делает». Питается, видимо, растениями или тем, что в земле находит.
Тин-шу — брат Индрика
По всему русскому Северу, по всей Сибири и даже дальше — в Маньчжурии и Китае были распространены легенды о странном подземном звере — кроте небывалого роста. Размером он будто бы со слона и наделен рогами, которые выполняют роль землеройного приспособления. Описания крота-гиганта по имени тин-шу, или ин-шу («мышь, которая прячется»), мы находим в древних китайских книгах.
«Бун-зоо-ганн-му» — старое китайское сочинение о животных, составленное еще в XVI веке, сообщает о тин-шу следующее: «Он постоянно держится в подземных пещерах, похож на мышь, но достигает величины быка. Хвоста у него нет, и цвет его темный. Он очень силен и выкапывает себе пещеры в местностях, покрытых скалами и лесами».
Другая старая китайская книга сообщает о тин-шу любопытные подробности. Живет крот-великан в странах темных и необитаемых. Ноги его коротки, и он плохо ходит. Но роет землю отлично, однако, если случайно выберется на поверхность, то тотчас умирает, едва увидев лучи солнца или луны.
Похоже на Индрика-зверя. Не брат ли это его?
Многие путешественники по Сибири записали у эвенков, якутов, манси, чукчей и других народов нашего Севера такие же рассказы о гигантском подземном жителе. Все сообщения однотипны. Животное-норокопатель в самые лютые зимы ходит под землей взад и вперед. Видели будто бы даже, как зверь, разгуливая под землей, неожиданно приближался к поверхности. Тогда торопливо набрасывал он на себя землю, спеша зарыться поглубже. Земля, осыпаясь в прорытый тоннель, образовывала воронку. Зверь не выносил солнечного света и лишь только выходил на поверхность — погибал. Мертвых кротов-великанов чаще всего находили в речных обрывах, по склонам ущелий: здесь животные нечаянно выскакивалм за край земли. Гибли они, попадая и в песчаную почву — пески осыпались и сдавливали землекопов со всех сторон.
Зверь питался будто бы грязью, а землю рыл своими рогами. Он мог двигать ими во все стороны и даже скрещивать их, как сабли. Рога похожи на слоновьи бивни, и поэтому иногда их называли зубами. Из рогов делают рукоятки для ножей, скребки, различные вещицы.
Добывают рога подземного великана весной, когда ломается лед. При сильном паводке высоко поднявшаяся вода размывает берега, отрывает целые куски от гор. Затем, когда мерзлая почва мало-помалу оттаивает, на поверхности появляются иной раз целые туши этих животных, чаще их головы с рогами, которые растут… изо рта. Рога эти выламывают и продают китайским и русским купцам.
Вы уже, наверное, догадались, о каких животных идет здесь речь? Конечно, это мамонты! Ведь это их бивни и замороженные трупы находят в Сибири. К тому же и само название мамонта говорит о том, что и легендарный крот-великан тин-шу, и Индрик-зверь, и финский ма-мут — одно и то же существо.
Современное русское название мамонта происходит от старо-русского слова «мамут». (В немецком, французском и английском языках написание этого слова сохранилось без изменений). Русские заимствовали его у финских племен, населявших европейскую Россию. На многих финских наречиях «ма» означает землю, а «мут» по-фински — крот.
«Ма-мут», следовательно — «земляной крот».
Ну, а Индрик — как он получил свое странное имя? Русский ученый Сергей Усов, профессор Московского университета, в конце прошлого века посвятил исследованию этого вопроса большую статью. Разобрав всевозможные варианты, он пришел к выводу, что слово Индрик и другие встречающиеся в русских легендах названия этого зверя — Инрог, Инцрог, Индра, Кондрык — происходят от немецкого названия мамонта — «йенгора». От «йа»— земля и «гора» — вожак, предводитель, йенгора — значит подземный вожак, или иначе — «зверь всем зверям зверь».
Итак, очень распространенные у народов Сибири и европейского Севера легенды о гигантском звере, который рогами расчищает себе путь под землей, порождены находками костей мамонтов. Трупы и бивни мамонтов всегда залегают в земле, недалеко от поверхности. Поэтому тысячи лет назад и родилось поверье, будто эти существа живут под землей и погибают, едва появившись на солнечный свет.
Кладбища мохнатых слонов
Несколько десятков тысяч лет назад лохматые слоны неисчислимыми стадами бродили по заболоченным равнинам Европы и Сибири. Из Колымы они перебрались в Канаду и, распространяясь дальше по Северной Америке, проникли вплоть до Мексики. В конце последнего оледенения земли все мамонты неожиданно вымерли. Но их кости и гигантские бивни до сих пор находят еще в разных местах обитаемой ими прежде родины. В одной только Швабии — небольшой германской провинции — найдено (с 1700 года) более 3000 мамонтовых скелетов. По подсчетам специалистов, в земле этой страны скрывается еще по крайней мере 100 000 скелетов доисторических слонов.
Насколько многочисленны в некоторых местах «залежи» мамонтов, показывает следующий поразительный факт: ловцы устриц за 13 лет выловили на дне Доггер-Банки более 2000 коренных зубов мамонтов.
Но поистине неистощимый «склад» мамонтовых костей — это Сибирь. Новосибирские острова, например, представляют собой гигантское кладбище мамонтов.
Получивший в 1770 году от Екатерины II исключительное право на эксплуатацию этих островов купец Ляхов разбогател, вывозя с островов «слоновую кость». Русский путешественник Яков Санников сообщал, что почва некоторых из Новосибирских островов состоит почти сплошь из костей ископаемых слонов. Даже морское дно у берегов переполнено мамонтовыми клыками. В 1809 году Я. Санников вывез с Новосибирских островов 250 пудов слоновой кости. Но ее запасы от этого не оскудели: в течение всего прошлого века на островах ежегодно добывали по 8 и даже по 20 тонн мамонтовых бивней.
В начале нашего столетия из одного лишь Якутска вывозили ежегодно в среднем 152 пары полновесных мамонтовых бивней. Подсчитано, что за 200 лет здесь найдены бивни приблизительно 25 400 животных. Всего же за тот же период Сибирь поставила на мировой рынок около 60 000 бивней.
В конце прошлого века Россия давала около 5 процентов мировой добычи слоновой кости. Хотя из Африки вывозили ежегодно до 650 тонн слоновых бивней, не было в Европе токаря и ювелира, который не имел бы в запасе добытую на русском Севере мамонтовую кость. Много мамонтовых бивней обрабатывалось на месте — в русских деревнях и городах — в Якутске, Архангельске, в Холмогорах, в Тобольске.
Видел ли Ермак мамонта?
Мамонтовы бивни, по свидетельству многих авторитетов, часто бывают настолько свежими, что не уступают в этом отношен ли слоновой кости, только что привезенной из Африки.
Даже трупы мамонтов, тысячелетиями пролежавшие в ледяных могилах, сохранились гак хорошо, что люди, увидев их, решили, будто перед ними животные, недавно умершие. Вылезли они на поверхность и захлебнулись чистым воздухом!
Да что там простые люди — даже некоторые ученые, пораженные необычайной свежестью мамонтовых останков, делают невероятные предположения: возможно, говорят они, мамонты вымерли совсем не так давно, как принято считать. Возможно, жили они в сибирских лесах еще во времена Кучумова царства…
Известный бельгийский зоолог доктор Б. Эйвельманс, автор интересного сочинения о загадочных существах, обратил мое внимание на одно очень странное обстоятельство. В письме он сообщил мне, что один из русских историков (Б. Эйвельманс думает, что Юрий Семенов в книге «Завоевание Сибири») утверждал, будто славный землепроходец Ермак Тимофеевич встретил в сибирских лесах… живого мамонта.
В 1580 году Ермак видел будто бы в зауральской тайге «большого лохматого слона». Местные проводники объяснили ему, что берегут этих слонов. Это — «горное мясо», употребляют его в пищу лишь в трудные годы.
Очень любопытное сообщение есть в сочинениях известного русского этнографа и палеонтолога Д. Н. Анучина. В нем говорится, что один исследователь записал у манси и хантов поверья о каких-то лохматых слонах, обитающих будто бы в зауральской тайге.
Может быть, Ермак говорил об этих поверьях? Но и это поразительно.
Дело в том, что в ту эпоху ни один человек в мире не знал о существовании мамонтов. Их останки находили во множестве, но считали, что принадлежат они не слонам, а подземным кротам-гигантам. Принимали их и за кости драконов, великанов, циклопов. Бивни мамонтов ловкие люди в Западной Европе выдавали за рога единорога, за когти сказочной птицы — грифа. О слонах, живых или вымерших, не было и речи. Поэтому, когда натуралисты XVIII века впервые столкнулись с ископаемыми костями мамонтов, они не смели и подумать, что в Европе, и тем более в Сибири когда-то водились свои слоны. Решили, что мамонтовы кости — это бренные останки африканских слонов, привезенных в Европу карфагенским полководцем Ганнибалом. В армиях древности слоны заменяли танки. Когда римляне разбили Ганнибала, бывшие в его войске слоны разбежались будто бы по всей Европе, некоторые из них добежали до Сибири и погибли там от холода.
История изучения мамонтов начинается с 1692 года, когда русский царь Петр I прослышал от торговых людей, ездивших с товарами в Китай, что за Уралом живут лохматые бурые слоны. Купцы клялись, будто сами видели голову одного из этих слонов. Мясо ее полуразложилось, но кости были окрашены кровью. Царь издал указ о собирании всяких вещественных доказательств существования этих слонов.
В 1724 году русские солдаты нашли на берегу Индигирки еще одну голову мамонта. Ученых больше всего поразили в этой находке длинные бурые волосы, покрывавшие кожу сибирского слона. Значит, это не африканский слон, убежавший из армии Ганнибала,— кожа африканских слонов бесшерстна,— а совсем другое животное…
К концу XVIII века в зоологии утвердилось, наконец, правильное представление о мамонте. Теперь уже никто не сомневается, что это ископаемые, ныне вымершие слоны, обитавшие некогда по всему северу Европы и Азии.