Эти острова на Чусовой я снял с моста, находящегося между центром Первоуральска и Динасом. Кому-то этот вид покажется привлекательным, но меня он не умиляет. Дело в том, что Чусовая со времен появления на ней баронов Строгановых и заводчиков Демидовых была на несколько метров глубже. По ней в половодье сплавлялись барки, имеющие довольно глубокую осадку. Метрах в двухстах от этих островов вверх по течению в те времена была пристань, где строились и загружались эти самые барки.
Причин обмеления реки много. Это, прежде всего, массовый забор воды для нужд городов Полевского, Екатеринбурга, Первоуральска и предприятий, таких как Северский завод, Первоуральский новотрубный, Хромпиковый. Еще одна причина — строительство плотин на реке и появление обширных водохранилищ: Верхне-Макаровского, Волчихинского, которые во много раз увеличили поверхность зеркала воды, что привело к усиленному ее испарению.
Вырубка лесов по берегам тоже открывает водную гладь для обогрева ее солнечными лучами. Осушение прибрежных болот не позволяет подпитывать реку в сухой период года. Примером может служить то же Бурково болото, расположенное в километре вышепо течению. Оно стало суше и меньше в размерах. В результате всего этого к середине лета река настолько мелеет, что байдарки местами приходится буксировать вручную, царапая днищами по дну.
В 60-е годы, когда деревянный мост через реку между Динасом и Перворальском стал окончательно разваливаться, а средств на строительство нового не было, администрация Динасового завода, чтобы не потерять связи с внешним миром, решила построить мост по упрощенной схеме. Вдоль реки были уложены трубы большого диаметра для пропуска воды, а сверху их засыпали камнем из карьера горы Караульной. Поселок вновь соединился с городом. Правда, в весенние паводки и во время ливневых дождей вода переливала через мост и он становился непроезжим.
Поделиться