ся сильнее ярко-зелёных. И т. д., можно долго перечислять.
Влажность — вода, испаряясь, охлаждает воздух, сырая поверхность почти не дает термички. Но с водой не всё так просто, стоячие болота могут хорошо прогреваться и давать плюс, а свежевспаханное черное поле даст минус.
Метеоветер — парапланеристы делят ветра на две части: метеоветер — движение воздуха, вызванное глобальными процессами, циклонами и антициклонами, и термический ветер — движение воздуха, вызванное сходом термического потока.
Метеоветер провоцирует сход потоков, и это хорошо для пилотов, кроме того, он может перемешать приземный слой воздуха и тем выровнять температуру воздуха, это плохо. Вообще, с метеоветром у нас сложные отношения, но всё по порядку, дойдем и до него.
Терминология:
Объект или явление, провоцирующее отрыв потока, — триггер.
Время схода потока — фаза.
Выстроенные в ряд потоки — улица.
Начало образования кучевого облака — вспышка.
Самая быстрая часть потока — ядро.
Высота окончания потока — база.
В уральском парапланерном сообществе часто используются две расхожие фразы: «Можешь не летать — не летай!» и «Летать просто, а вот не летать — сложно!»
Полёты затягивают. Не человек покоряет стихию, а стихия покоряет человека. Воздух — пятый океан. Самая большая, самая мощная сила. Понимать воздух — это значит постигать искусство взаимодействия с бесконечным количеством переменных. Но оно того стоит. Полёт — это стихия нашей свободы.
Уральские пилоты — пилоты-маршрутники. Маршрут строится от потока к потоку. Поиск следующего потока — задача весьма интересная. Мозаика складывается из факторов текущей погоды: время дня, сила и направление ветра, рельеф местности, облачность. Облако — это вершина восходящего потока. Формируется ли это облако или уже готово вот-вот распасться? «Рабочее» или уже «нерабочее» облако?
Пролететь хороший маршрут, и день удался. Хороший маршрут для пилотов‑парапланеристов на Урале — это маршрут от 40 до 100 километров. По времени такой маршрут занимает от часа или полутора до четырёх-пяти часов. Четыре часа наедине с ветром. Сложно описать, как пахнет воздух под облаком. Чувства пилота обостряются, меняется восприятие. Чуть больше адреналина, чуть больше эндорфинов, и человек ощущает терпкую, прохладную свежесть подоблачника по-особенному: здесь сливаются вместе запахи озона, луговых трав, воздуха после дождя и чего-то, что присуще именно этому человеку. Что-то из его самой большой мечты.
Маршрутные полёты на Урале начинаются в конце апреля и заканчиваются в сентябре.