
Если забить в поисковик слово «моржи», то до недавнего времени вам почти наверняка не встретилось бы словосочетание «ямальские моржи» или упоминание о лежбище моржей на Ямале. Все изменилось в 2019 году.
В сентябре 2019 года сотрудники Арктического научно-исследовательского стационара ИЭРиЖ УрО РАН, от своего давнего друга Юрия Федина, который много лет работает на Ямале в разных промышленных компаниях, получили сообщение о том, что на берег Байдарацкой губы Карского моря, в районе реки Тиутей-Яха вышла группа моржей, несколько десятков особей. Буквально перед этим, в августе, ученые нашего Института закончили подготовительную работу над Красной книгой Ямало-Ненецкого автономного округа, где отмечалось, что в настоящее время случаютсяединичные, далеко не ежегодные, выходы моржей на побережья северного Ямала. А тут сразу несколько десятков! Интересно, что река называется Тиутей-Яха, что в переводе с ненецкого – Моржовая река, а мыс — Тиутей-Сале – Мыс моржей. Еще в 1990-х годах археологи, и с ними Павел Андреевич Косинцев, к.б.н, ст.н.с. лаборатории палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН проводили исследования в этом месте. И поэтому мы знаем, что на рубеже VI и VII веков, там было поселение приморских охотников-зверобоев, которые очевидно жили там как раз из-за лежбища моржей. Первым нашел эту стоянку в 30-е годы XX в. В.Н. Чернецов, но у этого исследования очень непростая судьба в плане изучения, потому что многие десятки лет ученые просто не могли туда попасть. Были всякие сложности, и даже трагические ситуации, погибали люди, которые там работали. Но, тем не менее, находки были уникальными, и выделяют даже особую тиутейскую культуру, благодаря этой стоянке. То есть, это лежбище очень древнее, ему не менее 1500 лет. Однако, по крайней мере в XX веке, начиная с работ Б.М. Житкова (Полуостров Ямал, 1913) и буквально до наших дней, исследователи значимых скоплений моржей на Ямале не регистрировали.
Для ученых до сих пор является загадкой, был ли выход моржей в 2019 г. первым массовым за последние десятилетия. Дело в том, что и местное население – ненцы-оленеводы, и работники окрестных нефтегазовых промыслов и метеостанций сообщали, что моржи изредка стали выходить на этот берег, а также в некоторых других частях Ямала, в том числе на острове Белый. Документальных подтверждений, т.е. фотографий вышедших на берег моржей буквально единицы, и почти всегда это от 1 до 5 животных. Особенность устья Тиутей-Яхи в том, что это место довольно удаленное от любых нефтяных и газовых вахтовых поселков. Кроме того, собираются там моржи в конце сентября-октябре, когда основная масса полевых работ зоологов заканчивается, а ненцы со своими стадами оленей откочевывают от побережья. Даже если летом там и работали ученые в какие-то годы, в том числе сотрудники нашего Института и Стационара в 1970-1990-е годы, они просто не могли видеть моржей – в это время моржи, скорее всего, находятся на льдах. Но и по опросным данным никто моржей здесь в то время не встречал. Несмотря на растущее судоходство в этом районе, близко корабли к устью Тиутея или к Шараповым кошкам не подходят, потому что там очень мелко, и увидеть моржей на берегу, с расстояния в несколько километров – невозможно. То есть, все эти факторы, и сезонность, и мелкая губа, и отсутствие нужды там находиться каким-либо специалистам, привели к тому, что о моржах в этом месте никто особо не знал.
Возвращаясь к истории 2019 года, благодаря оперативному содействию Правительстваи Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа удалось быстро снарядить экспедицию и связаться с одним из лучших специалистов по изучению морских млекопитающих в России и в Арктике, это Андрей Николаевич Болтунов, который возглавляет научно-экспедиционный центр «Морские млекопитающие». И здесь опять надо говорить о судьбе или о везении, или об удаче: в тот год мы попали на лежбище буквально на несколько часов, была очень сложная логистическая схема. Но за эти несколько часов нам удалось взять несколько образцов биологического материала, пометить одного моржа спутниковым передатчиком и осуществить с дрона съемку всего лежбища. Подробные подсчеты животных с фотоснимков показали, что там было более тысячи особей! На то время это уже стало крупнейшим лежбищем во всем Карском море (Boltunovetal., 2021). Причем нужно отметить, что это лежбище единственное континентальное во всем огромном ареале атлантического моржа – все остальные известны только на островах. Удача была в том, что за годы работы на лежбище мы выяснили, что они выходят в большом количестве раз в несколько дней, и наш трехчасовой визит в 2019 г. пришелся как раз на такой массовый выход. Сейчас мы уже знаем, что в этом месте единовременно на берег могут выходить более 4 тысяч особей.
То есть, кроме того, что это единственное материковое лежбище, это еще и самое крупное лежбище антлантического моржа уже не только для Карского моря, но и для всего, огромного его ареала. И третья абсолютно уникальная черта ямальского лежбища в том, что здесь собираются и самцы, и самки с детенышами разного возраста, и совсем маленькие, и постарше, и старики – очень разновозрастное лежбище. Это уникальная черта, потому что все остальные известные лежбища, в подавляющем большинстве, состоят только из самцов. Чтобы определить половозрастной состав, мы проводим тщательный анализ снимков с дрона, и видим, что детеныши и молодые особи держатся ближе к воде, чтобы успеть быстрее укрыться в море при приближении опасности – белого медведя или человека.
Кроме того, мы отслеживаем их перемещения с помощью спутникового передатчика. Как на моржей крепить передатчики? На них же ни ошейник, ни кольцо не наденешь. Есть два способа. Во-первых, передатчик прикрепляют на клык – это самый «долгоиграющий» метод, такой передатчик может несколько месяцев работать и передавать данные. Но для этого нужно усыплять животное, нужны высококвалифицированные специалисты-ветеринары, специальные медицинские препараты, аппарат для искусственной вентиляции легких для крупных животных.
Плюс, если морж вдруг попытается сойти в воду и уплыть, то он погибнет, поскольку препарат начнет действовать и животное просто утонет. Второй метод – разработан Андреем Болтуновым на основе культуры коренных народов Чукотки – это специальный гарпун, который втыкается в слой жира, в холку, на специально рассчитанную глубину. Это должен быть резкий удар, чтобы гарпун правильно вошел и закрепился. Таким образом, закрепленного передатчика хватает на несколько недель, максимум на два-три месяца. Потом он отпадает, потому что морж катается на берегу или на льду, и гарпун выкручивается, выходит, как заноза. Да, время получается ограниченное, но зато метить относительно проще и не нужно обездвиживать животное. Перед любой манипуляцией, конечно, берется специальное разрешение в Росприроднадзоре, потому что это краснокнижный вид. Предварительные данные спутникового слежения показывают, что в октябре-декабре, подавляющее большинство помеченных моржей остаются в Байдарацкой губе, перераспределяясь в прибрежных водах Ямала от его северной оконечности до уральского берега губы.
Пробы биопсии от моржей мы собираем с помощью арбалета со специальными стрелами. У моржей очень толстая и плотная шкура, да еще слой жира до 15 см, поэтому они не очень чувствительны к «забору» таких анализов. Но тем не менее, каждый раз это довольно рискованное мероприятие – нужно не напугать животное и не вызвать его агрессию. Каждая удачно взятая проба содержит сразу два образца: шкура идет в работу генетикам, а жир направляем на токсикологический анализ. Благодаря анализу концентрации содержания различных химических веществ в жире, мы, например, выяснили значимые различия ямальских моржей от моржей Баренцева моря. Это значит что большая часть спектра питания этих двух групп моржей – различается, т.е. большую часть жизни они питаются в разных местах.
Генетические исследования моржа Ямала ведутся с использованием современных молекулярно-генетических методов в лаборатории филогенетики и биохронологии ИЭРиЖ УрО РАН, руководимой д.б.н. Александром Васильевичем Бородиным. К настоящему моменту подтверждена принадлежность ямальского моржа к атлантическому подвиду. На основе данных анализа митохондриального генома изучены филогенетические связи нашей уникальной популяции с другими группировками. Показано, что ямальские моржи имеют общие эволюционные корни с моржами Печорского и Баренцева морей. Однако значительная доля уникальных гаплотипов, обнаруженная в ямальской популяции свидетельствует, что, несмотря на свою относительную молодость в геологическом масштабе времени, моржи полуострова Ямал обладают определенным генетическим своеобразием, по сравнению с другими группировками атлантического подвида. Этот результат является еще одним веским аргументом в пользу сохранения и дальнейшего изучения моржа Ямала. В планах генетиков расширение спектра используемых методов, в частности, анализ ядерного генома и динамики генетической структуры популяции.
В 2024 г. с помощью фотоловушек нам удалось подробно отследить, когда именно и в каком количестве моржи начинают прибывать на лежбище. С помощью этого метода мы зафиксировали и моменты взаимодействия белых медведей и моржей.
Известно, что эти два символа Арктики живут вместе тысячи лет, и оба зависят от морского льда, но подробно отследить сезонную динамику их взаимодействий на берегу удается редко. Надеемся, с годами нам удастся накопить материал, репрезентативный для новых и интересных выводов.
На основе работ профинансированных Правительством ЯНАО, мы представили аргументированные предложения о создании в районе Титутей-Сале особо охраняемой природной территории. Новый заказник «Тиутей-Яхинский» площадью 10 000 га для сохранения этого уникального ямальского лежбища моржей был создан Постановлением Губернатора ЯНАО Д.А. Артюхова в мае 2023 г., причем на уже существующем лицензионном участке для добычи углеводородов. Ранее, в 2020 г., также на средства Правительства ЯНАО была произведена очистка территории лежбища волонтерами – вывезены десятки тонн мусора от существовавшей здесь ранее метеостанции. Очень надеюсь, что принятые меры помогут не просто сохранить этих древних исполинов арктических морей, но и открыть еще многие черты их экологии