
Этот посёлок более полувека был настоящей геологической столицей Полярного Урала. Неслучайно именно здесь снимали и фильм «Территория» в 1978 году по мотивам одноимённого культового романа писателя и геолога Олега Куваева.

Чуть более 175 лет назад Эрнст Гофман во время трёхгодичной экспедиции открыл и впервые обследовал северную часть Урала, лежащую выше границы полярного круга и названную позже Полярным, а также его продолжение – хребет Пай-Хой. Со времени открытий Э. Гофмана прошло ещё около 60 лет прежде, чем сюда впервые ступила нога геолога. Летопись геологических исследований Полярного Урала начиналась с открытий в 1909 году Нестором Куликом горного массива Рай-Из. И только после этого геологическое сообщество обратило внимание на этот обширный район Урала. В 1930–1950-х годах здесь были открыты залежи вольфрам-молибденовых руд и поделочных камней, россыпное золото и хромиты, другие полезные ископаемые.
Основание посёлка
Все события, которые определили промышленное будущее Полярно-уральского региона, изначально связаны с открытием в 1930-х годах Харбейского вольфрам-молибденового месторождения, последующей его разработкой и сооружением во второй половине 1940-х годов железнодорожной ветки Чум-Лабытнанги.

Место будущего посёлка, как базы средоточия на Полярном Урале геологических служб, было выбрано при участии видного отечественного геолога Г.П. Софронова, занимавшегося изысканиями на трассе железной дороги через Уральский хребет. ( Да и открытие Харбейского месторождения состоялось при его участии. Местный рудник с обогатительной фабрикой находился в ведении Полярно-Уральского управления (ПУУ) Воркутлага ГУЛГМП (Главного управления лагерей горно-металлургических предприятий НКВД СССР), инициировавшего создание Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции.

Согласно приказу НКВД СССР от 2 февраля 1950 года № 071 при комбинате «Воркутуголь» (КВУ НКВД) было образовано Полярно-уральское управление (ПУУ), его возглавили инженер-капитан НКВД Б.В. Налимов и майор Б.Г. Коновалов (бывший начальник геологоразведочного управления КВУ). Приказ предусматривал проведение значительных разведочных и строительных работ на Полярном Урале, направленных в первую очередь на разведку и подготовку к эксплуатации Харбейского месторождения.
До мая 1950 года центральная база ПУУ находилась в нескольких километрах западнее будущего посёлка Полярного, на станции Полярный Урал. В двух километрах от станции располагались склады управления, куда по прибытии все грузы транспортировали тракторами на волокушах, что создавало лишние расходы и неудобства. Чтобы избежать этого, перевалочную базу перенесли восточнее, на 106-й км трассы Чум-Лабытнанги, неподалёку от места впадения реки Большая Пайпудыны в реку Собь.

Здесь находился большой песчано-гравийный карьер, обеспечивавший Собь-Елецкий участок строящейся железной дороги материалом для отсыпки полотна. От карьера к трассе была проложена железнодорожная ветка, тупик. Этот объект Обское железнодорожное строительство (Обской ИТЛ СУЛЖДС) после завершения строительства передало на арендных началах комбинату «Воркутуголь» для центральной перевалочной базы ПУГРЭ (Полярно-уральской геологоразведочной экспедиции), находившейся в ведении ПУУ комбината. Вот у этого-то тупика и был заложен посёлок Полярный, который более полувека являлся своеобразной геологической столицей Полярного Урала.

С июля 1950 года для работ на месте строительства будущего посёлка был выделен лагерный пункт (ОЛП-57) с численностью заключённых в 250 человек. Они проложили 54-километровую гужевую однопутную дорогу для летнее-осенних перевозок грузов с перевалочной базы в Полярном до Харбейского рудника, возвели несколько мостов через реки и ручьи, обслуживали перевалочную базу. После завершения этих работ в 1951 году «контингент» протянул 105-километровую высоковольтную линию Воркута-Харбей с двойным запасом мощности и телефонную связь. Построил также и опытную обогатительную фабрику на Харбейском руднике.

Площадка для строительства геологической базы – будущего посёлка располагалась на песчано-гравийных грунтах речной террасы, рядом находились проточные озера и река Большая Пайпудына. Место для будущего поселения было надёжно защищено от ветров окружающими его горными хребтами. С июня месяца до ноября 1950 года силами заключённых было построено четыре склада, в одном из которых находилась всякая «мелкая техника», необходимая для буровых работ, а из трёх других (рубленных, перевезённых со станции Полярный Урал) два использовали под продовольственные склады, в третьем складировались разные технические грузы. Для удобства подвоза-вывоза грузов железнодорожный тупик удлинили на 250 м до максимально возможного. Так, на ранее обжитом с 1947 года строителями железной дороги месте в 1950 году образовывался будущий геологический посёлок, который назовут Полярный. Переезд конторы ПУУ со станции Полярный Урал на новое «местожительство» состоялся в январе 1951 года.
Изначально контора ПУУ ютилась в отдельно выстроенном для него небольшом здании. А вот жилья для сотрудников-геологов и технического персонала не хватало, поэтому прибытие будущих поселенцев растянулось на всё первое полугодие 1951 года. Инфраструктура посёлка была типичной для того времени. Жилые здания «долговременного жилого фонда для вольнонаёмного состава общей площадью 1270 м2» были одноэтажными деревянными строениями барачного типа, как и вообще все подобные сооружения на территории ГУЛАГа. Над ними «возвышались» две «высотки» – двухэтажные брусовые дома для «начсостава», руководства. Тогда же в Полярном организовали автотракторную и центрально-перевалочную базы. К концу года были отстроены контора Дорстроя и камеральный сектор полевых партий. Возвели также овощехранилище, механизированную авторемонтную базу и пилораму, позже появился скотный двор. Не был забыт и нехитрый соцкультбыт – баня, амбулатория, начальная школа. Школьников старших классов отправляли на неделю в интернат в посёлок Елецкий, возвращались они домой на выходные. Небезынтересно, что производственные постройки и склады в течение полувекового существования посёлка сохраняли свой первоначальный облик со времён существования ПУУ, многие из них в таком виде дожили до его закрытия в начале 2000-х годов.

На 106-м (110 км) базировались геологические экспедиции и партии, занимавшиеся изучением геологической истории северных отрогов Уральского хребта и открытыми месторождениями. Если быть точным, посёлок и железная дорога развивались вместе. Населённый пункт изначально значился как «о.п. 106 км» (остановочный пункт), а позже – «110 км». Название же «Полярный» появилось позже.
Первое закрытие Полярного
На начальном периоде своего существования посёлки Полярный и Харбей были неразрывно связаны. Геологи ПУУ работали главным образом на разведку и получение молибдена и радиотехнической слюды для нужд атомной и других отраслей промышленности. Посёлки связывала прекрасная грунтовая дорога, по которой с Харбея вывозили обогащённый концентрат и отправляли его в глубь страны. На «110 км» по железной дороге доставлялись необходимые для рудника и посёлка грузы. После нескольких лет плодотворной деятельности геологоразведчиков и добытчиков их жизнь в этой части Полярного Урала была нарушена несколькими политическими событиями, определившими судьбу и Харбея, и Полярного.
В 1952 году ПУУ комбината «Воркутуголь» (в те годы он именовался именно как «Воркутуголь». Это уже, став гражданским объектом, он стал именоваться «Воркутауголь») позже вместе с Харбейским месторождением передали из системы НКВД в министерство угольной промышленности. До этого и Харбейское месторождение, и посёлок на 110-м км, и разъезд Волок, и весь Полярный Урал административно относились к Воркутинскому району Коми АССР.

После смерти Сталина территориально-административное деление и подчинённость находящихся тут объектов изменились. С 1953 года посёлок Полярный и Харбейский рудник вместе с одноимённым посёлком отошли к Тюменской области. С января 1954 года ПУУ и Харбейское месторождение снова были переподчинены Уральскому геологическому управлению Министерства геологии и охраны недр, и на их основе образовали Полярно-уральскую геологоразведочную экспедицию (ПУГРЭ) и Харбейскую геолого-разведочную партию (Харбейская ГРП) Министерства геологии СССР. Харбейская экспедиция до мая 1954 года вела доразведку месторождения. Одно время её пытались вместе с рудником передать Министерству цветной металлургии. Но там отказались в связи с изменением конъюнктуры на молибден и поставок дешёвой руды из Китая. В августе 1954 года горные выработки Харбейского месторождения были приведены в состояние мокрой консервации, то есть затоплены. Все работы были прекращены, а Харбейская ГРП с посёлком Харбей была закрыта.

В 1954–1955 годах ПУУ-ПУГРЭ развивалась как единственная геологоразведочная организация, и, казалось, можно разворачивать начатые работы разных направлений полным ходом. Но в это время все геологоразведочные работы, выполнявшиеся системой НКВД–МВД СССР, передаются в систему Министерства геологии СССР. Были амнистированы и реабилитированы многие специалисты-геологи. Замечательные люди, которые, кроме своего научного потенциала, были ещё и приспособлены к работе в суровых условиях, возвращались к своим домам.

Уральское геологическое управление, как имеющее скромное финансирование и недостаточную для ведения в полярно-уральском регионе материально-техническую обеспеченность, не могло содержать здешнюю экспедицию. Сотрудники ПУУ–ПУГРЭ стали уходить, и в течение одного-двух лет ПУУ было ликвидировано. Так, в первый раз на период с 1956 по 1964 годы опустели база и посёлок «110-й км».

Военная точка и «уранщики»
На время отсутствия ПУГРЭ многие её геологи работали в составе Ямальской комплексной геологоразведочной экспедиции, базировавшейся в Салехарде и специализировавшейся на съёмочных и поисково-съёмочных работах.
В августе–сентябре 1961 года ненадолго территория Полярного на месяц оказалась в сфере интересов военных. К лету все, ещё проживавшие в посёлке жители, были «временно отселены». В окрестностях Полярного обосновались ракетчики РВСН, участвовавшие в испытаниях первых отечественных стратегических ракет «Р-12», носителей ядерного оружия. Отсюда в конце августа–сентябре этого года состоялись пуски баллистических ракет – двух учебных и двух боевых, на полигон на Новой Земле (подробно я уже описал эти события в очерке в УС № 3, 2021 года).
В 1961–1963 годах Полярный («110-й км») послужил перевалочной базой для работы геологов-уранщиков Ханмейского отряда Центрально-уральской партии. Вместе с авиаотрядом партия базировалась в брошенном, но хорошо сохранившемся посёлке Харбей. При производстве подземных работ, проходке штольни и бурении использовалось оставшееся горное оборудование и дороги-подъезды Харбейской ГРП.
Новый взгляд на Полярный
Возрождения Полярного следует отсчитывать с 1961 года после визита сюда первого секретаря Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербины. Возвращаясь из поездки на Харасовэйское газовое месторождение, он «заглянул» на Полярный Урал и познакомился «с барачным бытом геологов». Последовало указание – оптимизировать жизнь геологоразведчиков.

Началось преображение Полярного. Перво-наперво, создали строительное подразделение. Вместо гулаговского облика бараков стали возводиться двухэтажные брусовые дома. После случившегося на рубеже 60–70-х годов большого пожара, когда сгорели почти все первые бараки, брусовый дом и магазин в старейшей части посёлка – под горой, на улице Уральской, резко возросли темпы и объёмы строительства. В 1972 году был срочно построен новый магазин на улице Геологов, а в 1973–1974 годах улица Уральская заново застроилась двухэтажными одно- и двухподъездными типовыми брусовыми домами. В посёлке появилось центральное отопление и водопровод.

Помимо геологов в Полярном базировались гляциологи из Института географии АН СССР, изучавшие современное оледенение Полярного Урала. Московская экспедиция располагалась в домиках у озера, напротив железнодорожного тупика.

В период 1975–1983 годов ПУГРЭ была включена в состав объединения «Полярноуралгеология», находившегося в Воркуте. Это был опыт по объединению всех геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые на Северном, Приполярном и Полярном Урале, хребте Пай-Хой и острове Вайгач в пределах административных территорий Коми АССР, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО. На первый взгляд, дело интересное, но с базы в Полярном в первую очередь исчез спецтранспорт и припасы, которые, благодаря возможностям Главтюменьгеологии, обеспечивали успешный разворот геологических работ.

Из-за изменения направлений и приоритетов в геологической политике региона ПУГРЭ и посёлок вновь перешёл под крыло Главтюменьгеологии. Активизация поисковых и оценочных работ потребовала привлечения новых специалистов. Старая часть посёлка стала «тесной», и с середины 80-х годов в Полярном появился квартал из каркасно-щитовых домов, возведённых по типовому «бамовскому» проекту. Их возводили на дне бывшего карьера 501-й стройки быстро и с расчётом на недолгий срок службы – на 25 лет.

Разрастались и площади производственных помещений. Были выстроены две большие «камералки», где специалисты занимались анализом собранных во время полевых сезонов кернов, шлихов и т.д. Многие из возведённых в последние десятилетия XX столетия производственных служб в разной степени сохранились до наших дней в виде «каркасов и развалин» зданий. (В 1988 году со станции Елецкой со всем снаряжением и техникой сюда передислоцировалась Северная партия Кожимской экспедиции объединения Северкварцсамоцветы. Базу для неё возвели на берегу протоки у реки Большой Пайпудыны.

Завершилось формирование инфраструктуры посёлка. Эти годы – период расцвета Полярного. До сих пор угадываются жилые кварталы, клуб и производственные здания, существовавшие подразделения ПУГРЭ. От остановочного пункта поезда по ведущей в глубь посёлка улице сохранились типично северные балки и дома-бочки, которые долгие годы служили семьям геологов жильём.

Население Полярного, а это, ни много, ни мало, 1 200 жителей, пользовалось всеми достижениями «цивилизации». Пятнадцать двухэтажных 16-квартирных домов имели централизованное водоснабжение и отопление.

Постоянную подачу тепла и горячей воды в жилые дома и производственные помещения надёжно обеспечивала местная котельная, своеобразное сердце каждого селения в Заполярье. Свет давала дизельная электростанция. Водозабор осуществлялся из двух скважин. В Полярном была и своя средняя школа. Кстати, последний выпуск состоялся в 2004 году, в год, когда был издан официальный указ о закрытии посёлка. Социальная инфраструктура отвечала всем требованиям современных населённых пунктов на Крайнем Севере, какие я, например, наблюдал в соседних с Полярным Воркуте и шахтёрских посёлках. Баня, детские игровые площадки, ясли-сад, клуб, пекарня, магазины, гостиница, были даже горнолыжный подъёмник и крытый каток, узел телефонной связи (а позже и – радиосвязи и спутникового телевидения), своё почтовое отделение.

Официальная история Полярного закончилась в 2004 году, когда посёлок стал финансово нерентабельным. Его жители уехали – кто в Салехард, кто в посёлок Харп, а кто и совсем с Севера. Полярный превратился в «город-призрак». В памяти же старожилов и знатоков этих мест он остаётся символом служения своему профессиональному делу.

Это «святое чувство нужной работы» (О. Куваев) объединяло здесь самых разных людей: учёных, геологов практиков, геологоразведчиков, водителей, буровиков, радистов…

Мы были очень разные, но объединяла нас молодость, ощущение романтики и взлёта, мы покоряли, двигались и исследовали недра. Жгучий интерес и любовь к геологии вёл нас вперёд. Мне очень сильно повезло с друзьями и коллегами. В этом смысле я по-настоящему счастливый человек. Там, где я работал много лет, всегда царила атмосфера дружбы, какого-то необъяснимого единодушия, сплочённости и веры друг в друга. … С кем-то мы и сейчас переписываемся, встречаемся, кто-то остался только в наших воспоминаниях. Но этим воспоминания наполняют теплом всё, что нас окружало тогда и сейчас…
